Эксперт: захоронение радиоактивных отходов в эстонском порту — хорошая идея

Департамент окружающей среды Эстонии до сих пор не разрешил смешать оставшиеся в Силламяэ радиоактивные отходы предприятия Silmet со сланцевой золой и использовать эту смесь для строительства новых причалов местного порта по экономическим причинам. С точки зрения безопасности, уверены в департаменте, это хорошее решение. 

Об этом рассказал 1 февраля на правительственном брифинге для прессы в Нарве Алар Польт, главный специалист Бюро мониторинга радиации Отделения радиационной безопасности Департамента окружающей среды Эстонии.

По его словам, в Силламяэ хранятся 480 тонн радиоактивных отходов. Сейчас они опасности не представляют, поскольку хранятся в герметичных контейнерах. Но правила запрещают где-либо захоронить их, поэтому ученые искали способ эти отходы использовать.

В прошлом году исследователи Тартуского университета ставили эксперименты, смешивая радиоактивные отходы со сланцевой золой, выдерживая 7, 9, 90 и 180 дней и наблюдая, как будут выщелачиваться (вымываться морской водой) соли вредных и радиоактивных веществ из этого своеобразного строительного материала. Оказалось, что даже за 3 месяца выделение урана и тория было практически незаметным.

Алар Польт особенно отметил, что во многих местах на планете природное содержание радиоактивных веществ гораздо выше, чем в Эстонии, а в результате реализации проекта в Силламяэ радиоактивный фон не превысит нормативы.

“Если разбавить эти отходы 1 к 100, урана там будет меньше в 6 раз, чем если просто взять лопату, выйти на улицу и копнуть землю, — говорит эксперт. — С точки зрения радиационной безопасности та процедура, которую изучали в ТУ геологи, специалисты по минералам, это совершенно приемлемая процедура”.

По словам Алара Польта, Департамент окружающей среды Эстонии до сих пор не выдал разрешение на использование радиоактивных отходов в порту не из-за вопросов безопасности.

“Поскольку разработка ходатайства еще не закончена, и оно не открыто, я не знаю, сколько мне можно говорить. Но могу сказать, что вопросов безопасности нет, есть другие вопросы, — рассказал Алар Польт. — У Silmet есть только один компонент смеси, и Silmet не может порту диктовать, как строить порт — это все-таки дело порта. Помимо аспектов безопасности, есть много экономических аспектов”.

Николай Андреев (Postimees)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *