Припять нужно сносить: о радиоактивных облаках и радиоактивных отходах

Припять нужно сносить: о радиоактивных облаках и радиоактивных отходах

Зона отчуждения возле Чернобыльской АЭС переживает туристический бум. Ежедневно в Зону на экскурсии прибывают до тысячи туристов из Украины и других стран. «Вести» разбирались, какие проекты сейчас реализовываются вблизи Чернобыля, почему хотят сносить Припять и стоит ли опасаться «ядерного могильника», который может появиться уже в этом году.

Туристический бум

Успех британско-американского мини-сериала «Чернобыль», рассказывающего об одной из самых страшных техногенных катастроф в мире, вызвал настоящий туристический бум в двух покинутых городах Киевской области — Чернобыле и Припяти. Как отмечают в туристических компаниях, спрос на экскурсии, в том числе англоязычные, каждая из которых стоит около $100, возрос почти вдвое.

«Уже пару недель от желающих ехать в Чернобыль нет отбоя, на месяц вперед все раскупили. Автобусов не хватает. Более того, почти все турфирмы уже построили новые маршруты по местам, показанным в сериале«, — сказали «Вестям» в одной из столичных турфирм.

Отмечают наплыв туристов и местные. Так, по словам биолога Чернобыльского центра по проблемам ядерной безопасности, радиоактивных отходов и радиоэкологии Сергея Гащака, такого количества туристов не было давно.

«Наплыв туристов очень бросается в глаза. Если в прошлые годы такие толпы автобусов были только в какие-то определенные сезоны — в конце апреля и начале мая, в выходные, то сейчас даже в будни наблюдаются толпы. Одним словом, очень много людей. Бывает даже так, что какие-то свои дела решить нельзя, потому что идет большой поток туристов«, — сказал «Вестям» Гащак.

Тем временем, по словам директора Украинского НИИ сельскохозяйственной радиологии Валерия Кашпарова, сейчас ежедневное количество туристов в выходной день достигает тысячи человек. «Я 6 июня был с норвежскими студентами в Зоне. Там толпы туристов ходят. В нашей группе было 380 человек в будний день. А в выходные, как говорят организаторы, доходит до тысячи«, — подтвердил «Вестям» Кашпаров.

При этом он отмечает, что сегодня на туристических маршрутах в Зоне абсолютно безопасно. «Мощность внешней дозы облучения везде в Зоне, даже возле электростанции и там, где водят туристов, меньше, чем в любом самолете во время полета. За два часа перелета в Европу на самолете вы получаете 2 микрозиверта в час (мкЗв/ч). Если лететь куда-то в Японию или США, это 3 мкЗв/ч. В Зоне отчуждения, если стоять перед реактором на смотровой площадке, — 0,8 мкЗв/ч. Никакой опасности там нет«, — сказал «Вестям» Кашпаров.

Припять хотят сносить

Впрочем, тем, кто еще не был в Зоне, но хочет ее посетить, стоит поторопиться. Как говорят в Госагентстве по управлению зоной отчуждения (ГУЗО) Украины, многие строения в Припяти, которая на протяжении нескольких десятилетий притягивает любителей экзотики и острых ощущений, находятся в аварийном состоянии. Поэтому рано или поздно их придется сносить.

К слову, впервые о необходимости демонтажа зданий Припяти заговорили еще в 2012 году. Уже тогда руководители ГУЗО указывали на высокую аварийность жилых домов города. Ведь в случае обрушения хотя бы одного многоэтажного здания радиоактивное облако может с легкостью выйти за пределы Зоны, а при сильных ветрах достичь Киева или Беларуси. Причем концентрация радионуклидов может быть такой, что придется эвакуировать целые районы.

Признает эту опасность и нынешнее руководство ГУЗО, но пока в ведомстве говорят, что планы по демонтажу зданий в Припяти не обсуждаются. «Учитывая, что на сегодняшний день все здания в Припяти аварийные, снос действительно необходим. Главный вопрос — когда. Ведь город сам приходит в такое состояние, что уже начинает рушиться. А это потенциально может быть очень опасно. Особенно если не придерживаться правил поведения в этом городе. Причем это касается как радиационной, так и обычной, физической, безопасности человека«, — сказал «Вестям» глава Госагентства по управлению зоной отчуждения Виталий Петрук.

Точная стоимость демонтажа города не известна. Но, очевидно, речь в этом вопросе идет даже не о сотнях миллионов, а о миллиардах долларов. Причем основные затраты требуются не на демонтаж, а на захоронение ядерных отходов, которые образуются после сноса бетонных джунглей.

Большая стройка

Тем временем вокруг Чернобыльской АЭС вовсю кипит работа. Уже в этом году на территории Зоны завершится строительство «нового безопасного конфайнмента» — многофункционального комплекса для преобразования объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему и хранилище отработанного ядерного топлива ХОЯТ-2, предназначенного для приема и хранения в течение 100 лет отработавших тепловыделяющих сборок, которые были накоплены на Чернобыльской АЭС за время эксплуатации станции.

Также ведутся работы по сооружению Центрального хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ). Но факт возведения в Киевской области ядерных могильников не на шутку напугал экологов, которые с самого начала строительства бьют тревогу. Одним из возможных вариантов развития событий называют подобного рода экологическую катастрофу, как Украина уже пережила более 30 лет назад.

«Для нашего государства такое строительство — большая ошибка. Ядерные хранилища нельзя строить в 80 км от столицы — города-миллионника. Нигде в мире на заселенных территориях не строят такие объекты. Какими могут быть последствия, мы помним по опыту 1986 года. В теории, ядерные отходы могут просто взорваться. Подобную ситуацию Украина уже пережила. Не стоит также забывать о том, что все эти отходы будут везти непосредственно через Киев«, — отмечает эксперт Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко.

По его словам, чтобы понять, насколько такое строительство допустимо на территории столичного региона, нужно посмотреть на опыт других стран. К примеру, Франция размещает такие отходы на островах в Тихом океане, США — в пустыне Невада. Та же Россия строит не возле Кремля, а где-то в Сибири и под Красноярском. Северная Европа — в базальтах у моря.

Впрочем, как утверждает Валерий Кашпаров, никаких рисков для окружающей среды эти хранилища не несут, не учитывая чрезвычайных ситуаций. «Перемещение топлива никоим образом не повлияет на окружающую среду. Если, конечно, не будет аварийных ситуаций«, — сказал нам Кашпаров.

Кроме того, в обществе есть опасение, что ядерные отходы в чернобыльские хранилища будут свозиться с других стран. Но в ГУЗО «Вести» заверили, что это не так. «Это не более чем страшилка. По закону, в Украину запрещен ввоз ядерных отходов из других стран«, — сказал «Вестям» Виталий Петрук. 

Альтернативная энергетика

Кроме строительства хранилищ и нового безопасного конфайнмента, в Зоне активно развивается альтернативная энергетика. Буквально в 100 м от саркофага, который накрывает четвертый реактор Чернобыльской АЭС, уже построена пилотная солнечная электростанция. Она имеет мощность 1 МВт, которую генерируют около 3,8 тыс. солнечных панелей, расположенных на территории в 1,6 га вокруг АЭС. Ее достаточно, чтобы обеспечить электричеством примерно 2000 квартир.

Как говорят в ГУЗО, еще одним реализованным пилотным проектом в Зоне стала опытная эксплуатация инсинератора — установки для сжигания радиоактивно загрязненной древесины из лесов Зоны отчуждения. Тепловая энергия, получаемая от инсинератора, позволила существенно уменьшить потребление природного газа.

Но на этом планы не заканчиваются. В конце прошлого года Кабмин Украины поддержал проект Минприроды по развитию ветроэнергетики в Зоне. Однако пока в этом направлении проектов нет.

«В Зоне планируется постройка еще нескольких небольших электростанций. Но глобально проекты пока не реализуются. Проблема в том, что у нас нет процедуры, как передавать землю, учитывая, что законодательство немного изменилось. Поэтому проект пока не идет теми темпами, которыми нам бы хотелось«, — сказал «Вестям» Петрук.

Кроме того, ранее озвучивались планы по строительству в Чернобыле нового отеля и внедрения электронных пропусков. Но эта идея тоже пока осталась на бумаге.

В Зону возвращается жизнь

А вот дикая жизнь в Чернобыльском радиационно-экологическом биосферном заповеднике, который был создан в 2016 году, развивается полным ходом. Как рассказывает Гащак, в последнее время ученые замечают на территории Зоны диких зверей, которые после катастрофы покинули эту местность. Настоящей сенсацией стал бурый медведь, которого зафиксировала фотоловушка Гащака в западной части Зоны. Этот вид медведей не видели здесь с конца 1980-х годов.

«Сейчас речь идет минимум о десятке медведей. Растет также численность лошадей Пржевальского и рысей. Они уже отмечаются по всей территории Зоны. А вот постоянного обитания зубров на территории украинской Зоны отчуждения пока нет. Те, которых мы замечаем, приходят к нам на время из Беларуси и уходят обратно. Как ученый я не могу сказать, что здесь происходит что-то очень динамичное. Большинство животных появилось раньше. Но из-за того, что исследования практически не проводятся, новых животных мы замечаем уже тогда, когда их численность возрастает«, — говорит «Вестям» Гащак.

Что касается оленей и лосей, то в Зоне их гораздо больше. По словам биолога, оленей здесь около 1500 особей, столько же может быть и лосей. В Зоне также появилось много краснокнижных черных аистов, которые любят селиться подальше от людей. Кроме того, зафиксированы 14 видов летучих мышей, три из которых занесены в международную Красную книгу: гигантская вечерница, широкоушка и прудовая ночница. Встречаются здесь и браконьеры.

«Но если учитывать масштаб Зоны и сложность перемещения по ней, фактор браконьерства совершенно не существенный. В большей части это рыбаки«, — резюмировал Гащак.

Вести-Украина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *