Гринпис: грунт под новой хордой в Москве – это радиоактивные отходы

Гринпис: грунт под новой хордой в Москве – это радиоактивные отходы

Пробы грунта, взятые 9 октября на месте строительства участка скоростной автомагистрали Юго-Восточная хорда (ЮВХ) в Москве, показали радиоактивное загрязнение, сообщает Гринпис. Глава проекта энергетической программы российского отделения Гринпис России Рашид Алимов объяснил, что для предотвращения риска попадания радионуклидов в окружающую среду необходимо изолировать загрязненную почву или вывезти ее. По некоторым оценкам, на территории строительства ЮВХ находится 60 тысяч тонн загрязненного грунта.

На месте возведения хорды нашли альфа-активные торий-232 и радий-226, сообщили в Гринписе. «Удельная активность тория-232 в одной из проб составила 5,5 кБк/кг, что по российскому законодательству позволяет отнести этот грунт к радиоактивным отходам. Пробы брались с поверхности земли», — говорится в сообщении организации.

На поверхности земли специалисты нашли пять очагов радиоактивного загрязнения, у которых была зафиксирована мощность дозы гамма-излучения больше одного микрозиверта в час — в пять-восемь раз выше естественного фона. При этом на глубине 0,5 метра наблюдаются значения радиоактивного загрязнения еще большие, чем на поверхности.

«Это значит, что при строительных работах загрязненный грунт может оказаться на поверхности и радиоактивная пыль может быть разнесена на значительные расстояния (расстояние от места, где были взяты пробы, до ближайших жилых домов — всего 200 метров, до платформы Москворечье — 50 метров). У вдохнувших ее людей возрастет риск онкологических заболеваний», — заявили в Гринписе.

Руководитель проекта энергетической программы Алимов заявил, что фактически в зоне строительства Юго-Восточной хорды расположен бесхозный могильник радиоактивных отходов, но формально это просто территория Москвы. «Нужно, чтобы у всего этого был официальный статус места размещения радиоактивных отходов или что-то подобное, а дальше нужно думать: или изолировать все на месте, или как-то все это вывозить, рекультивировать», — сказал Daily Storm Рашид Алимов.

«Опасность в первую очередь связана со строительными работами. Если там будут строить участок Юго-Восточной хорды, там будет работать техника — то [радиоактивная] пыль может разнестись, шинами автомобилей она может разнестись дальше. Это, конечно будет безобразие», — предупредил эксперт.

Рядом с местом строительства автомагистрали расположен завод полиметаллов, входящий в структуру госкорпорации «Росатом». «Завод не несет никакой ответственности, хотя фактически это бесхозный могильник их [радиоактивных] отходов. Известно, что предприятие занималось работами с торийсодержащими породами, отходы от этого процесса оказались у них за забором. Кроме того, по некоторой информации, когда в 2002 году одно из зданий предприятия было снесено, возможно, отчасти оно было загрязнено и какая-то часть строительного мусора тоже находится на этом склоне», — рассказал Алимов.

Гринпис России направил протоколы радиационных измерений в Управление Роспотребнадзора по Москве и мэру Москвы Сергею Собянину с требованием принять меры для защиты жизни и здоровья людей от радиационной опасности. Если власти не отреагируют, то экологическая организация и местные жители на основании этих протоколов будут добиваться защиты прав на благоприятную окружающую среду через прокуратуру и суд, заявили в российском отделении Гринписа.

18 октября в пресс-службе столичного департамента строительства сообщили, что в зоне строительства Юго-Восточной хорды нет превышения радиационного фона и загрязнения техногенными радионуклидами. В ведомстве сказали, что на время строительства автомагистрали будет организован круглосуточный мониторинг для выявления негативного воздействия на окружающую среду. Daily Storm направил запрос в пресс-службу Департамента строительства Москвы с вопросами относительно результатов исследования Гринпис.

Daily Storm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *