Россия не занимается захоронением так называемых урановых хвостов, или отходов обогащения урана из Европы, сообщил гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев. Она их тщательно перерабатывает для будущего использования, сказал он.
«Мы ничего не захораниваем. Вообще ОГФУ (обедненный гексафторид урана) накоплено достаточно много в Российской Федерации. Мы относимся к этому как к сырью завтрашнего дня. Мы накапливаем и поэтапно его перерабатываем»,— сказал господин Лихачев в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
«Надо сказать, что с точки зрения обогащения у нас лучшие технологии. И по отжиму из гексафторида урана нам равных нет. Оставшиеся материалы через обесфторивание превращаются в плавиковую кислоту, активно используемую в химической промышленности. Это, конечно, не захоронения, это многоуровневая тщательная переработка»,— сообщил глава «Росатома». Он отметил, что реализация коммерческих контрактов с европейскими странами проходит под общественным контролем.
Возникающие при обогащении урана отходы отправляют из Германии в Россию с 2019 года. «Росатом» неоднократно называл сообщения о ввозимых в Россию радиоактивных отходах фейком. В госкорпорации уточняли, что иностранный обедненный уран ввозится в страну не «на захоронение», а на переработку до полезного продукта с его последующим вывозом обратно за рубеж. В «Экозащите» заявляют: несмотря на то, что отходы ввозят для дообогащения, большинство отходов остается в стране навсегда. Вывоз урановых отходов из Европы в Россию разрешен до 2023 года.
Кроме того, в конце 2019 года «Гринпис России» зафиксировал превышение допустимого уровня радиационного загрязнения земли на склоне между Московским заводом полиметаллов и железнодорожной станцией Москворечье, где должна появиться Юго-Восточная хорда. Исследования выявили, что большая активность содержится на глубине около полуметра — это загрязнение грунта вследствие деятельности завода, который входит в «Росатом».