Радиоактивные отходы - под гражданский контроль!
 
Как в Димитровграде изолируют радиоактивные отходы

Как в Димитровграде изолируют радиоактивные отходы

Более 55 лет на территории Научно-исследовательского института атомных реакторов в Димитровграде (Ульяновская область) действует пункт глубинного захоронения жидких радиоактивных отходов (РАО). Созданный по распоряжению правительства СССР в середине шестидесятых годов прошлого века, он работает и по сей день, обеспечивая изоляцию жидких РАО, относящихся к пятому классу радиационной опасности и образующихся в результате деятельности НИИАРа.

В 2012 году пункт захоронения, эксплуатацией которого на тот момент занимался сам институт, поменял статус, став филиалом созданного в том же году Национального оператора по обращению с радиоактивными отходами (ФГУП «НО РАО») – федерального государственного унитарного предприятия, единственная задача которого заключается в разработке и развитии системы безопасных хранилищ РАО, их эксплуатации и мониторинга. В декабре 2022 года филиал «Димитровградский» распахнул свои двери для представителей СМИ и преподавателей детского технопарка «Кванториум».

«Пункт глубинного захоронения жидких РАО эксплуатируется с 1966 года, и за всё это время не было ни одной ситуации, которая повлекла бы за собой загрязнение окружающей среды, — рассказал экскурсантам директор департамента по связям с общественностью и СМИ ФГУП «НО РАО» Никита Медянцев. — До двухтысячных годов и у нас, и в большинстве зарубежных стран изоляцией РАО занимались предприятия, которые их же и производили. Понятно, что такие предприятия нацелены на получение прибыли и минимизацию расходов, в том числе на захоронение РАО. Чтобы избежать возникновение такого конфликта интересов, государством и был создан национальный оператор. И это не только российская, но и зарубежная практика, позволяющая на уровне государства жёстко контролировать все аспекты радиационной безопасности».

По словам сотрудников ФГУП «НО РАО», более пяти десятилетий безаварийной работы Димитровградского пункта глубинной закачки РАО на практике доказывают надёжность и безопасность размещения жидких радиоактивных отходов в глубинных изолированных геологических пластах. При данном виде захоронения жидкие отходы закачиваются в глубинные геологические горизонты, где они оказываются изолированными толщами водонепроницаемых пород.

Каждый пункт финальной изоляции РАО уникален по-своему, поскольку проектируется с учётом геологических особенностей конкретной местности. Что касается Димитровграда, то здесь изоляция жидких радиоактивных отходов происходит на глубинах до полутора километров. Как показали результаты исследований, в вышележащем (тоже изолированном) геологическом горизонте сосредоточены высококонцентрированные рассолы, которые абсолютно непригодны ни для питья, ни для использования в хозяйстве. В самом же горизонте закачки скорость движения жидкости не превышает одного метра в год. Пласты, используемые в качестве коллекторов для размещения жидких РАО, отделены от расположенных выше зон прочным глиняным водоупорным пластом толщиной от 41 до 71 метров. Таким образом, делают вывод специалисты Национального оператора, никакой возможности проникнуть на поверхность или в используемые человеком водоносные горизонты у радиоактивного содержимого коллекторов нет. Кроме того, таких глиняных водоупоров здесь несколько, а самый верхний и мощный из них имеет толщину около 200 метров.

Доставкой опасных радиоактивных отходов на столь внушительную глубину занимается целый технологический комплекс – пункт глубинного захоронения (ПГЗ) жидких РАО.

«Пункт находится на площадке НИИАРа в шести километрах от Димитровграда, — объяснил гостям предприятия главный специалист ПГЗ по эксплуатации Владимир Алексеев. — Пункт представляет собой систему подземных и наземных сооружений. К наземным относятся здания с технологическим оборудованием, сеть трубопроводов, насосы, пункт управления. Подземная часть включает в себя скважины: четыре нагнетательные и 28 наблюдательных. Последние располагаются на расстоянии от нескольких десятков метров до 12 км от пункта закачки и позволяют вести гидрохимический, гидрологический и геофизический мониторинг состояния осадочных пород и подземных вод на глубине до 1,6 км».

Если не вдаваться в технические детали, то процесс закачки жидких радиоактивных отходов выглядит следующим образом. По мере накопления отходов НИИАР подаёт заявку на их захоронение и готовит паспорт, в котором указываются критерии приемлемости (список физических и химических свойств передаваемых жидкостей). Далее производится входной контроль – если его данные совпадают с параметрами, указанными в паспорте, начальнику смены даётся распоряжение начать закачку. После этого включаются насосы, и по системе трубопроводов жидкость с радиоактивными частицами направляется в одну из четырёх нагнетательных скважин.

Пункт автоматизированной системы контроля технологических параметров ПГЗ ЖРО отслеживает контрольные параметры (давление, скорость закачки) как современными цифровыми устройствами, так и проверенными временем аналоговыми приборами. Аварий за 55 лет промышленной эксплуатации пункта глубинной закачки РАО в Димитровграде еще не было.

«Контекст медиа»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *