Вы когда-нибудь задумывались, куда деваются все ядерные отходы с канадских атомных электростанций? Ответ на этот вопрос, возможно, уже скоро проедет по вашему району — на множестве грузовиков.
Организация по управлению ядерными отходами Канады (NWMO), созданная либеральным правительством Жана Кретьена в 2002 году для поиска решения проблемы ядерных отходов Канады, намерена перевезти миллионы упаковок радиоактивных ядерных отходов по канадским автострадам к месту их окончательного захоронения. Организация планирует захоронить их глубоко под землей в Онтарио, либо в районе озера Гурон, либо на севере, в районе Драйдена, в пункте глубинного захоронения радиоактивных отходов (ПГЗРО). План Организации по управлению ядерными отходами Канады предусматривает перевозку грузовиков с радиоактивными отходами через всю страну с ядерных объектов в Торонто, округ Брюс на озере Гурон, Нью-Брансуик, Квебек и Манитобе. Медленно движущиеся грузовики будут перевозить массивные стальные контейнеры, заполненные 192 сборками отработанного ядерного топлива. Каждый груз будет весить 35 тонн и содержать отходы, которые останутся радиоактивными в течение тысяч лет. По оценкам Организации по управлению ядерными отходами Канады, доставка всего этого добра в район Драйдена потребует 84 миллиона километров автомобильных поездок.
Сколько грузовиков потребуется? Нынешние действующие ядерные реакторы в конечном итоге произведут шесть миллионов сборок ядерного топлива. Это не считая анонсированных реакторов «Брюс С» и других еще не анонсированных атомных станций. Bruce C добавит еще как минимум два миллиона пучков. Восемь миллионов сборок потребуют 40 000 грузовиков в течение как минимум 40 лет. Но есть еще 20 000 контейнеров с сухими бочками, в которых ранее хранилось ядерное топливо, которые также нужно будет перевезти в ПГЗРО. Пустые, они весят по 60 тонн и будут радиоактивными. Из-за своего веса их придется разрезать пополам, что составит еще 40 000 грузовиков. Если они отправятся в ПГЗРО около Драйдена, это удвоит количество грузовиков и доведет общий пробег грузовиков по канадским дорогам до 168 миллионов километров (Организация по управлению ядерными отходами Канады не проводило такой оценки).
Все ли согласны со всем этим? Большинство канадцев вообще знают об этих сценариях? Организация по управлению ядерными отходами Канады утверждает, что контейнеры на грузовиках переживут любую мыслимую дорожную аварию и радиоактивность не улетучится. Но знаете ли вы, как часто Организация по управлению ядерными отходами Канады говорит о риске того, что эти тысячи грузовиков, проезжающих миллионы километров, попадут в аварию? Ни разу. Представьте себе: 80 000 грузовиков с радиоактивными материалами проезжают 168 миллионов километров по канадским городам и поселкам, в том числе прямо по запруженному транспортом Торонто. Неужели мы должны верить, что за 168 миллионов километров пути ни один грузовик не попадет в серьезную аварию? Кажется, это слишком большая ставка, чтобы принимать ее легкомысленно. И вот здесь все становится еще более неопределенным. Только два небольших городка — один возле Драйдена, другой возле озера Гурон — вместе с двумя «первыми нациями» имеют право решать, где будет расположено хранилище ядерных отходов. Как справедливо, что такое небольшое количество людей решает то, что может повлиять на миллионы жителей Онтарио, особенно тех, кто живет вдоль транспортных путей? Провинция Онтарио предоставляет муниципалитетам право говорить «да» или «нет» новым ветряным и солнечным электростанциям. А как ваш муниципалитет может повлиять на то, что федеральная правительственная Организация по управлению ядерными отходами будет перевозить огромные грузовики с ядерными отходами через ваш район?
Лидер индейского племени оджибвеев Саугин недавно заявил, что не верит в то, что отходы со станции «Брюс» когда-либо покинут традиционную территорию его общины, если будет выбрана площадка возле Драйдена: «Если вы подумаете о том, через сколько [других] договорных территорий должны будут проходить отходы, я не думаю, что это произойдет». Очевидно, что консенсуса нет, и, учитывая, что на карту поставлено так много, не должны ли высказаться и другие «первые нации» и муниципалитеты? Пришло время обратить внимание на эту проблему. Риски, связанные с транспортировкой радиоактивных отходов через наши районы и многие традиционные территории индейских племен в течение десятилетий, реальны. Есть несколько других вариантов, которые Организация по управлению ядерными отходами Канады не рассмотрела должным образом, включая улучшение хранилищ на месте, чтобы держать ядерные отходы там, где они есть. Организация по управлению ядерными отходами Канады может полагать, что транспортировка ядерных отходов через ваш задний двор — это лучшее решение, но я в этом не убежден. Вы тоже не должны быть в этом уверены.
Уильям Лейсс — заслуженный профессор Университета Квинс и автор книги «Глубокое захоронение: документальный рассказ о захоронении ядерных отходов в Канаде» (2024)