Радиоактивные отходы - под гражданский контроль!
 
Страх исчезает с честными ответами: стратегия НО РАО как пример открытости

Страх исчезает с честными ответами: стратегия НО РАО как пример открытости

Многие предприятия могут брать пример информационной открытости с Национального оператора по обращению с радиоактивными отходами (НО РАО). В Свердловской области одна из наиболее впечатляющих практик сотрудничества Национального оператора – это город Новоуральск. Не случайно, что представители общественности города делятся своим опытом с другими регионами.

Историческое событие

По словам руководителя проектов Департамента по связям с общественностью и СМИ Татьяны Лытенковой, в этом году у НО РАО произошло историческое событие – удалось показать общественности все наши производственные площадки, как и площадки, где идут строительные работы.

«До этого нашим любимым местом был Новоуральск, куда мы всегда возили общественников, журналистов, экологов, представителей органов власти, — рассказала Татьяна Лытенкова. — Изучили эту площадку вдоль и поперёк, включая стройку. Посещали площадки в Железногорске, где идёт строительство подземной исследовательской лаборатории. Были технические туры в Димитровград, Северск. Неохваченной оставалась лишь площадка в Озёрске, и в этом году в рамках Недели экологии мы посмотрели, как идёт строительство пункта финальной изоляции радиоактивных отходов 3 и 4 классов в Озёрске. Первыми там побывали жители Челябинской области – всё-таки это их регион. Далее были гости из Новоуральска, Димитровграда, Красноярска, Томска, Северска. Пункт в Озёрске будет больше по принимаемым объёмам, чем аналогичный пункт в Новоуральске – 225 тыс кубометров против 56 тысяч. В основном, он предназначен для нужд ПО «Маяк». Также в Северске строят пункт для финальной изоляции РАО 3 и 4 классов — на 142 тыс. кубометров. Отмечу интересный факт – пункт в Озёрске строит Максим Мартышкин, который возводил вторую очередь новоуральского филиала».

Если говорить о технологических параметрах, то если в Новоуральске вертикальная загрузка контейнеров через кран, то в Озёрске – горизонтальная – то есть, будет работать погрузчик. Но в целом суть та же – многоуровневая защита, много барьеров безопасности.

Не только просвещение

«Мы делаем акцент на работу с общественностью, так как один из нюансов всей отрасли состоит в том, что к ней относятся, как к чему-то страшному, — пояснила Татьяна Лытенкова. — Само слово «радиация» многих пугает. Мы постоянно сталкиваемся с этим в работе».

Но постепенно и неуклонно ситуация меняется, о чём и говорит опыт Новоуральска.

«Благодаря работе Национального оператора, в городе о радиации стали знать очень много, — говорит руководитель приёмной Общественного совета Госкорпорации «Росатом» в Новоуральске Ольга Новосёлова. – Радиофобия существует, но Новоуральск стал, если можно так выразиться, более опытным городом в этом плане. Своими знаниями мы делимся с другими территориями. Когда мы были в Озёрске, то спросили, почему решили применять горизонтальную форму погрузки – может, она высокотехнологичная? Нам ответили, что дело в том, что озёрская площадка позволяет не строить ангары. В Новоуральске другой ландшафт. Интересно накапливать подобный опыт, так как Национальный оператор давно нас возит по различным площадкам.

Как подтвердила Татьяна Лытенкова, когда начались первые технические туры, был ажиотаж – все хотели посмотреть: как выглядят контейнеры, отходы. Сейчас же отношение в Новоуральске к этой теме более спокойное. В других регионах ситуация другая. Интересно, что помимо просветительской, иногда возникает и другая цель – даже профориентационная.

«В рамках Недели экологии у нас в составе группы технического тура были студенты – будущие строители, — вспоминает Татьяна Лытенкова. — Они задавали много технических вопросов, и директор в ответ сказал – мол, скорей заканчивайте учёбу и приходите к нам на работу. Ребята понимают, что у них есть перспектива».

На глубине 1 тыс 400 метров

Недавно Новоуральск посетила руководитель приёмной общественного совета Госкорпорации «Росатом» в Димитровграде Вероника Тиханова – чтобы поделиться своим опытом и изучить местный.

«Наша приёмная открылась, благодаря Национальному оператору, который предоставил нам площадку, — рассказала Вероника Тиханова. — Активно вошли в работу с общественностью, с НО РАО. У нас проводятся хакатоны, радиационные квесты. Дети ходят, производят замеры. «Росатом» также участвует – в лице Корпоративной академии, проводит свои мероприятия. Мы стали связующим звеном между общественностью и «Росатомом».

Напомним, что в Димитровграде есть пункт закачки жидких радиоактивных отходов. Это достаточно уникальный объект, их всего три в России – в Димитровграде, Железногорске и Северске. Они эксплуатируются с 60-х годов прошлого века, и за все прошедшее время не было ни одной протечки. Эти пункты мы тоже показываем в ходе технических туров. Жидкие РАО закачиваются в глубинные слои – например, в Димитровграде на 1 тысячу 400 метров.

«Рядом находится река Черемша, но, несмотря на близость реки, все показатели в норме». Проходит регулярный мониторинг как воды, так и воздуха», — сообщила Вероника Тиханова.

«Есть наблюдательная скважина непосредственно у пункта закачки и несколько на территории города, — подтвердила Татьяна Лытенкова. — Геология там такова, что линза жидких РАО отделена двумя водоупорными слоями от поверхностных вод. И сама порода пористая, действует как фильтр. Все радионуклиды, которые находятся в воде, задерживаются в этой породе».

Неудобных вопросов нет

Ольга Новосёлова заметила, что многим регионам будет полезно воссоздать такой институт, как общественный контроль за пунктом финальной изоляции – в Новоуральске представители общественной палаты ежеквартально посещают, смотрят, как отбираются пробы:

«Нашим опытом очень заинтересовались в Челябинске – сказали, что будут создавать такой же институт общественного контроля. Мы можем говорить: «Если Национальный оператор что-то обещает, он выполняет». Другим территориям важно это слышать. Такая открытость Национального оператора очень важна. Публикуют отчёты, проходят встречи. Вопросы и страхи возникают, когда мы не получаем ответов. Начинаем додумывать. Мне поэтому нравится опыт работы НО РАО со школьниками».

Напомним, что Национальный оператор решил рассказать детям о радиации не на уровне сложной физики – о распаде, полураспаде и тому подобном, а на бытовом уровне – где в обычной жизни мы можем столкнуться с радиацией.

«Я пришла в школу №54, купила бананы, угостила ими детей, а пока они ели, показывала презентацию, — вспоминает Татьяна Лытенкова. — А потом сказала: «Вообще-то, бананы радиоактивны». До сих пор помню парня, который спросил: «Я что, стану Миньоном?». С той поры началось наше сотрудничество со школой №54. Проводим в каникулы в летнем лагере экологический урок. Выдаю дозиметры, раздаю задания – где нужно проверить фон. Дети с большим удовольствием этим занимаются. Замечают, например, что в подвале показания меняются на более высокие. Или в классе в углу, где, видимо, проводили ремонт, используя особые материалы. Понятно, что фон хоть чуть выше, но ниже, чем средний по УрФО».

Интересно, что в ходе уроков школьники узнают много любопытных фактов – например, о том, что ранее радионуклиды добавляли в косметику, было даже урановое стекло, из которого изготавливали вазы. Также в объективы фотоаппаратов добавляли радионуклиды. А в США в 1960-х годах продавали «Набор юного атомщика» с кусочками настоящего урана.

«Национальный оператор стал примером для других предприятий, как надо работать с общественностью, — уверена Ольга Новосёлова. – Специалисты НО РАО показали, что нет неудобных вопросов – есть те, на которые можно ответить прямо сейчас, а есть те, на которые можно ответить чуть позже».

«Это действительно так, — согласилась Татьяна Лытенкова. — Каждый год публикуем экологические отчёты. Но взяли на себя также функцию презентаций этих отчётов в каждом регионе, чтобы ответить на вопросы.

Бывало, что на круглых столах нам задавали сложные вопросы. Мы честно отвечали – давайте мы подготовимся, и на следующей встрече ответим. Так что беспрерывный процесс обучения идёт и для нас».

Михаил ИЛЬИН

***партнерский материал***

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *