Город химиков, радиоактивный город — какими только характеристиками не награждают Кирово-Чепецк жители региона и его гости. И то, и другое справедливо! С трубами всё понятно: как и положено в промышленном моногороде, их и шлейфы пара в смеси с текущими выбросами встречают каждого пребывающего в Чепецк. А для старожилов картина горизонта без подпирающих небо труб и вовсе может показаться противоестественной. С радиоактивным наследием сложнее. Немногие помнят, как именно город участвовал в создании «ядерного щита» и «мирного атома», чем занимался с привозным отработанным ядерным топливом и чего это стоило в экологическом плане. К тому же, радиационное загрязнение, не в пример воздушному — проблема тех, кто находится ниже нас по течению, а для самого Кирово-Чепецка речь идёт о какой-то невнятной промышленной окраине, где незачем находиться.
Последствия в ядерной программе можно выразить в миллионе тонн ртутьсодержащих отходов, накопленных в советское время. Или в сотнях тысяч тонн радиационно-загрязнённых отходов, лежащих в могильниках. Или подсчитать, что на каждого ныне живущего горожанина приходится более чем по шесть тонн опасной дряни.
Можно вспомнить, что помимо успешно и не очень прикопанного — есть пострадавшие от сброса неочищенных вод территории. При становлении советской атомной промышленности не слишком заботились о последствиях или здоровье, поэтому книги Валентина Уткина изобилуют рассказами, от которых по нынешним временам волосы шевелятся на голове.
Можно ли найти у Чепецка места, где трещат радиометры? Известный эколог, эксперт программы РСоЭС «Безопасность радиоактивных отходов», инженер-физик Андрей Ожаровский с помощью пешей дозиметрии подтвердил сохранение радиационного загрязнения под Чепецком. Мерный треск дозиметров можно послушать при прогулке вдоль Елховки от промсектора в сторону Вятки в любое время года. «Общественная инспекция подтвердила наличие загрязнения. При этом важно понимать, что обследованы были только несколько сотен метров вдоль реки при её протяжённости на проблемном участке в несколько километров», — отметил в разговоре с «Чепецк.РУ» Андрей Ожаровский.
В ходе дозиметрического исследования обнаружены локации со значительным превышением мощности дозы гамма излучения. Если в фоне для этой территории характерны 0.05..0.08 мкЗв/ч, то вблизи Елховки показатели были в 5–7 раз выше (0.22..0.36 мкЗв/ч).
Это старое загрязнение, сохранившееся с советских времён. И хотя абсолютные значения гамма фона в «горячих точках» не столь велики, превышение над типичными для данной местности значениями указывает на наличие загрязнений, а проведённый анализ спектра позволяет сделать вывод, что в пойме Елховки есть отложения цезия-137 (техногенного радионуклида реакторного происхождения). Правда, как именно загрязнение формируется и сохраняется в пойменной зоне ежегодно и обильно промываемой пойменной зоне Елховки, однозначного понимания ни в одном научном материале не встречается.
Основная версия, которая фигурирует в исследованиях, что это на поверхность выходят грязные грунтовые воды. Поток подземных вод имеет западное и северо-западное направление от шламонакопителей в сторону реки Вятки, то есть как раз вдоль Елховки. По данным десятилетней давности, ареал загрязнения был малоподвижен и, несмотря на километровую близость к Вятке, продвигался в ней очень медленно. Хотя и захватывает озеро Просное, откуда в постоянном режиме вода попадает в Вятку. Известно, что основным загрязняющим компонентом грунтовых вод являются стронций-90, цезий-137, уран-234 и уран-238. Донные (или береговые отложения) этих объектов имеют также химическое загрязнение, часто исследователям попадались пробы с высоким содержанием ртути.
Едва ли само по себе наличие мест с повышенным фоном способно кого-то удивить. Но постоянных и независимых наблюдений за чепецким радиационным и химическим загрязнениями, которые находятся в зоне кировского водозабора, не ведётся. Важно понимать: последние обнародованные данные покрыты многолетним слоем пыли, а оператор РАО предпочитает отчитываться исключительно в пределах собственной промплощадки. То, что происходит за её пределами и как развивается ситуация — одна из тем, о которых предпочитают не особенно говорить. Вопрос о том, чтобы возобновить подобные исследования, по предложению «Чепецк.РУ» включен в план работы общественного совета при председателе правительства Кировской области.