Радиоактивные отходы - под гражданский контроль!
 
Как именно Национальный оператор РАО готов ликвидировать аварию на ПЗРО?

Как именно Национальный оператор РАО готов ликвидировать аварию на ПЗРО?

Многие утверждения, содержащиеся в экологическом отчете «Национального оператора по обращению с радиоактивными отходами» (ФГУП «НО РАО») за 2015 год, требуют, как минимум, хотя бы краткого пояснения, иначе выглядят голословными, считает Наталья Манзурова, радиационный биолог, участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, бывший научный сотрудник Опытной научно-исследовательской станции ПО «Маяк» в ЗАТО Озерск Челябинской области.

Отвечая на вопросы редакции сайта «Безопасность РАО» (bezrao.ru) Наталья Манзурова отметила, что главная неопределенность опубликованного экологического отчета связана с реализацией «НО РАО» на практике принципа готовности («…принцип готовности – постоянная готовность руководства и персонала предприятия к предотвращению и ликвидации последствий радиационных аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций»).

«В свое время я делала анализ готовности МЧС ЗАТО Озерска к аварийной ситуации на «Маяке», — вспоминает бывший научный сотрудник ПО «Маяк». – Результаты были неутешительными. Главным образом из-за того, что МЧС города и комбината «Маяк» проводят учение внутри структуры, а с населением не работают. Жители города не имеют представления, как себя вести в случае аварии, как приготовиться и провести эвакуацию. Чернобыль показал, что спасение себя и близких в основном зависит от самого человека. Материалы по эвакуации находятся под грифом «Для служебного пользования» Если вспоминать аварию с радиоактивными отходами на «Маяке» в 1957 году, то появляется вопрос: в чем именно выражается готовность персонала «НО РАО» к предотвращению последствий радиационной аварии, как они взаимодействуют с МЧС, какие функции лежат на «НО РАО» в случае аварии на пункте захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО)? Какими документами это подтверждено? Какая работа должна проводиться с населением?»

Недоумение у Натальи Манзуровой вызывает и указанное в экологическом отчете ФГУП «НО РАО» взаимодействие с общественными экологическими организациями: «В ЗАТО Озерск нет сейчас экологических организаций! В отчете говорится об обсуждении технического задания на ПЗРО с членами рабочей группы по вопросам взаимодействия с общественными и экологическими организациями в части размещения объектов финальной изоляции РАО Общественного совета Госкорпорации «Росатом» — но эта рабочая группа федерального уровня, без представителей местных общественных организаций и жителей Озерска. Если на общественных слушаниях и были представители НКО, то хотелось бы ознакомиться с перечнем этих организаций, так как мало просто присутствовать на слушаниях и голосовать, надо еще и понимать суть обсуждаемого».

Что касается планов по созданию в районе ПО «Маяк» приповерхностного пункта захоронения радиоактивных отходов, то Наталья Манзурова призывает к общественному контролю нового проекта «НО РАО»: «Очень хотелось бы следить за проектом и иметь возможность изучения. То, что ПЗРО будет на площадке «Маяка» — это, я думаю, хорошо. Там давно надо сделать хороший могильник и все хорошо «упаковывать». Однако нельзя забывать, что антропогенная ситуация в районе «Маяка» очень напряженная, поэтому общественности надо следить за проектом ПЗРО и контролировать, не даст ли он еще большую нагрузку на территорию».

Напомним, экологический отчет о деятельности ФГУП «НО РАО» за 2015 год доступен для скачивания на официальном сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *