Радиоактивные отходы - под гражданский контроль!
 
Наследие Фукусимы: спор о ядерных отходах на землях айнов в Японии

Наследие Фукусимы: спор о ядерных отходах на землях айнов в Японии

Оки Кано, японский музыкант айнского происхождения, извлекает звуки из тонкори — широкого, похожего на меч инструмента, на котором коренной народ айнов играет из поколения в поколение. Этой весной во время своего тура он превратил клуб в Киото в яркое звуковое полотно, смешав рок, фольклор айнов и даб-музыку. Кано отказывается называть себя активистом, но вплетает в свою музыку бунтарский дух и идеи о правах коренных народов, что нашло отклик у антиядерных активистов после катастрофы на Фукусиме в 2011 году. Его речь на заседании ООН в том же году привлекла внимание к проблеме использования земель коренных народов для размещения атомных электростанций и хранилищ радиоактивных отходов, пишет The Japan Times.

Кано говорит, что ядерная энергия и радиоактивные отходы — это «яд», который несовместим с философией народа айнов, коренной группы, населявшей Хоккайдо до его аннексии имперской Японией в 1869 году.

В наши дни вопрос о правах коренных народов на землю добавил еще один уровень сложности в дискуссию, разделившую мнения в Сутцу и Камоэнай — двух рыбацких поселениях на Хоккайдо. Местные власти предложили рассмотреть возможность размещения на их территории пункта глубинного захоронения радиоактивных отходов (ПГЗРО) в обмен на значительные государственные субсидии. Жители двух муниципалитетов, общая численность которых не превышает 4000 человек, высказывают противоречивые взгляды на эту перспективу.

Выступление Кано в ООН, посвященное Хоккайдо и ядерной энергетике Японии, вдохновило американскую ученую Энн-Элис Леваллен, профессора Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, на многолетнее исследование. Она изучает, как потенциальное размещение могильника ядерных отходов на исконных землях айнов может нарушить их права. Профессор пишет свое имя со строчной буквы в знак протеста против иерархии. Она утверждает, что, хотя в этих двух деревнях в настоящее время нет общин айнов, любые энергетические решения в префектуре являются «проблемой айнов» из-за вопросов земельных прав.

Несмотря на наличие таких ярых противников, как Кано, народ айнов в целом не поднимал вопрос о ядерных отходах массово, уделяя больше внимания правам на вылов лосося. Тем не менее, по словам леваллен, их согласие необходимо в соответствии с принципами ООН по защите прав коренных народов. Без этого Япония осуществляет то, что она называет «энергетическим колониализмом».

В 2007 году Япония была в числе 143 стран, проголосовавших за Декларацию ООН о правах коренных народов. В декларации говорится, что правительства должны принимать эффективные меры, чтобы не допускать хранения или захоронения опасных материалов на землях или территориях коренных народов без их свободного, предварительного и осознанного согласия. Однако эта декларация не имеет обязательной юридической силы, а японское законодательство в настоящее время не признает права айнов на земли Хоккайдо, что является центральным вопросом в громком судебном деле о правах на лов лосося.

По словам антиядерного активиста и жителя Сутцу Кадзуюки Тутии, вопрос об отсутствии согласия айнов на исследование по ядерным отходам впервые был поднят только в марте на встрече Организации по обращению с радиоактивными отходами Японии (NUMO) с жителями Сутцу. Представитель NUMO Нобуюки Кавасима заявил, что организация готова рассмотреть опасения айнов, если они будут высказаны, но не пообещал добиваться их согласия. В то же время отдел по политике в отношении айнов правительства Хоккайдо сообщил, что, хотя специальных мер по ядерной энергии для айнов не предусмотрено, он поддерживает позицию префектуры против захоронения ядерных отходов на острове.

До аннексии Японией айны были практически единственными жителями Хоккайдо, но сейчас их численность составляет менее 20 000 человек. Как и многие другие топонимы на Хоккайдо, названия Сутцу и Камоэнай происходят из айнского языка. Хироси Маруяма, директор Центра изучения экологической политики и меньшинств в Саппоро, отмечает, что айны чувствуют более тесную связь с землей, чем японские переселенцы.

Тем не менее, реакция на идею размещения хранилища ядерных отходов неоднозначна. Айнский активист с Хоккайдо Фумио Кимура считает, что любые ядерные отходы на их земле — это ужасно, и их право на землю нельзя игнорировать. Он задается вопросом, почему их голос не может быть услышан, если японцы отняли у них землю. Однако Кадзуаки Каидзава, генеральный секретарь финансируемой правительством Ассоциации айнов Хоккайдо, придерживается иного мнения. Он говорит, что, поскольку Хоккайдо уже более ста лет является частью Японии, вопрос о правах на землю больше неактуален. По его словам, хотя хранение ядерных отходов противоречит философии айнов, ее нельзя в полной мере применять в постиндустриальном мире. Он считает, что негативные стороны любого источника энергии — это часть модернизации и проблема не только айнов, но и всей Японии и человечества.

Атомная энергетика когда-то занимала ключевое место в энергетическом балансе бедной ресурсами Японии. После аварии 2011 года на АЭС «Фукусима-1», ставшей крупнейшей ядерной катастрофой со времен Чернобыля, все атомные электростанции в стране были остановлены. С тех пор возобновили работу только 14 из 54 реакторов. Однако по мере того, как воспоминания о Фукусиме стираются, а мировые цены на энергоносители растут, поддержка ядерной энергетики в Японии снова набирает силу. В этом году Япония объявила о плане увеличить долю атомной энергии в своем энергобалансе с нынешних 8,5% до 20% к 2040 году, стремясь достичь углеродной нейтральности к 2050 году.

Проблема отходов всегда была ахиллесовой пятой атомной энергетики. Отработавшие урановые стержни, которые являются высокорадиоактивными, требуют постоянного захоронения глубоко под землей. В настоящее время эти отходы хранятся во временном хранилище в префектуре Аомори, которое к 2023 году было заполнено на 80%. План по переработке отходов для повторного использования энергии столкнулся с задержками, что делает будущее ядерных отходов неопределенным.

Джакопо Буонджорно, профессор ядерной науки и инженерии в Массачусетском технологическом институте, утверждает, что, хотя хранение отходов является технически простой задачей, оно часто вызывает споры по всему миру. Он добавляет, что современные технологии могут предотвратить утечки высокоактивных отходов после их захоронения, если оценка площадки проведена правильно. Такеси Курамоти, исследователь климатической политики в NewClimate Institute, называет проблему отходов «камнем преткновения» для развития атомной энергетики. Он считает, что если Япония не сможет достичь своих ядерных целей, ей, вероятно, придется прибегнуть к ископаемому топливу.

Чтобы убедить местные власти добровольно разместить хранилище под своей землей, японское правительство предложило 2 миллиарда иен любому муниципалитету, который согласится на предварительные исследования. Если площадка будет признана подходящей, за переход ко второму этапу отбора будет выплачено еще 7 миллиардов иен. В деревнях Сутцу и Камоэнай вопрос ядерных отходов стал главной темой для обсуждения, но мнения резко разделились. Некоторые жители, как например суши-шеф Тадзунори Сато, отмечают, что субсидии помогли отремонтировать рыболовный пирс, а близость к АЭС «Томари» приучила их к соседству с ядерными объектами.

В Сутцу мнения более поляризованы. Владелец магазина электротоваров Нориюки Тана отмечает, что деньги помогают деревне содержать общежитие для медсестер и школу. На вопрос о правах айнов он оспаривает право собственности коренного народа на землю и говорит, что у них нет права вмешиваться в решения деревень, потому что все они — японцы. В свою очередь, Нобука Мики, сопредседатель группы противников ядерных отходов и мать дочери-подростка, опасается, что подземное хранилище нанесет вред будущим поколениям и репутации морепродуктов из их деревни.

Ее точку зрения разделяет Шон Берни, специалист по ядерным вопросам из Greenpeace East Asia. Он утверждает, что контейнеры с ядерными отходами не смогут оставаться герметичными на протяжении десятков тысяч лет, необходимых для нейтрализации радиоактивности, а любые утечки могут привести к заражению грунтовых вод и облучению людей. Судьба Сутцу может решиться на ноябрьских выборах мэра, где нынешнему стороннику размещения отходов, вероятно, будет противостоять 41-летний Синго Огуси. Бывший исследователь рыбы, Огуси обеспокоен, что для транспортировки отходов придется строить пирс, что нарушит морскую экосистему. Он также считает, что права айнов на Хоккайдо должны уважаться.

Возможным путем для участия айнов в обсуждении, по мнению юриста Морихиро Итикавы, является создание группы, которая коллективно решит, согласны ли они на размещение ядерных отходов. Он отмечает, что в этом случае любое развитие проекта потребует их предварительного, информированного и свободного согласия в соответствии с декларацией ООН. Сторонники атомной энергетики утверждают, что необходимо больше работать над завоеванием общественной поддержки, в то время как критики призывают отказаться от этой технологии, по крайней мере, в сейсмоопасной Японии. Профессор Токийского технологического института Такатоси Имада предлагает, чтобы независимая организация выбрала около 20 площадок и провела с их сообществами «совещательный диалог» для получения поддержки.

В то же время Такеси Курамоти скептически относится к перспективам атомной энергетики, указывая на то, что судебные разбирательства и проверки безопасности замедлят ее развертывание. Он предупреждает, что ставка на атомную энергетику означает отказ от полной приверженности модернизированной энергосистеме, способной работать с большим количеством возобновляемых источников энергии. С другой стороны, сторонники ядерной энергетики, такие как Джакопо Буонджорно и представитель NUMO Кавасима, подчеркивают, что она может обеспечить круглосуточную чистую энергию, в отличие от солнца и ветра, и поможет одновременно обеспечить стабильные поставки и декарбонизацию. Однако главной задачей, по их мнению, остается достижение общественного понимания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *