Два крупнейших владельца атомных электростанций в Испании, компании Endesa и Iberdrola, развязали судебную войну против государства. Публично выступая за переговоры с правительством Испании о продлении сроков эксплуатации пяти действующих АЭС страны, эти компании одновременно направили свои юридические силы против правительства, государственной компании по обращению с радиоактивными отходами Enresa и Совета по ядерной безопасности (CSN), который курирует деятельность станций, сообщает El País.
Первой «открыла огонь» компания Iberdrola в конце февраля, подав административный иск против Enresa из-за повышения тарифов на утилизацию радиоактивных отходов. Она потребовала возмещения ущерба в размере 324 миллионов евро. В последнюю неделю июня к этой стратегии присоединилась Endesa, которая требует еще 454 миллиона евро по тем же причинам. Общая сумма исков достигла 778 миллионов евро.
Однако Endesa выбрала несколько иной путь. Ее юристы подали иск о возмещении материального ущерба против Министерства по экологическому переходу, отвечающего за энергетику, и против компании Enresa. Источники в ведомстве вице-премьера Испании Сары Аагесем сообщают, что данный иск уже передан на рассмотрение в государственную прокуратуру. Поясняется, что подача такого иска повлечет за собой подготовку доклада Государственного совета Испании. Если он будет отклонен, что происходит в большинстве случаев, компания сможет обратиться в суд, как это обычно и бывает с подобными исками. Дело Iberdrola против Enresa также находится на начальной стадии, и государственная юридическая служба готовит свой ответ на требование.
В обоих случаях корень проблемы кроется в тарифах, которые владельцы АЭС должны платить государственной компании Enresa за обработку и хранение радиоактивных отходов. Национальное и европейское законодательство основывается на принципе «платит загрязнитель», то есть тот, кто производит отходы, должен нести расходы по обращению с ними. В случае с отходами атомной промышленности их утилизация не только опасна, но и чрезвычайно дорога. Правительство Испании утвердило повышение тарифов год назад, после чего Iberdrola и Endesa пригрозили судебными разбирательствами, которые в итоге и инициировали.
Компании также оспаривают в Верховном суде Испании новый план обращения с радиоактивными отходами, утвержденный в сентябре 2024 года и не обновлявшийся с 2006 года. Основным аргументом во всех случаях является предполагаемое нарушение контракта со стороны Enresa и правительства. Под этим контрактом подразумевается протокол, подписанный в 2019 году. В нем был установлен график закрытия АЭС, который начнется с отключения первого реактора станции «Альмарас» в 2027 году и завершится остановкой станции «Трильо» в 2035 году. Помимо графика, в документе, по утверждению компаний, был зафиксирован предельный уровень тарифа на утилизацию отходов, который правительство теперь нарушило.
Однако в период с 2019 по 2023 год произошло ключевое изменение: правительство отказалось от идеи строительства единого пункта глубинного захоронения радиоактивных отходов (ПГЗРО) для наиболее опасных материалов, в первую очередь отработавшего ядерного топлива. Вместо этого было решено создать семь отдельных хранилищ на территориях действующих АЭС. Эти отходы будут храниться там как минимум в течение следующих пятидесяти лет. Именно это решение о создании множества хранилищ привело к увеличению затрат и, как следствие, к росту тарифов, которые сейчас оспаривают энергетические компании.
Стоимость обращения с радиоактивными отходами является одним из факторов, снижающих конкурентоспособность атомной энергетики по сравнению с возобновляемыми источниками энергии, что ставит под сомнение ее экономическую целесообразность без государственной поддержки. Возобновляемая энергетика уже вытесняет атомную с рынка в определенные периоды года. Владельцы станций начали подключать и отключать реакторы в зависимости от цен на электроэнергию. Чтобы отрегулировать такие нетипичные операции, Совет по ядерной безопасности Испании в 2024 году утвердил техническую инструкцию с требованиями к проведению подобных остановок. Как сообщают источники в Совете по ядерной безопасности, в конце июня компании — владельцы станций оспорили эти инструкции в суде.
Иск был подан через группы экономических интересов, управляющие станциями «Аско», «Вандельос», «Альмарас» и «Трильо». В качестве основания они указывают на процедурные нарушения при утверждении технической инструкции. Эти судебные иски разворачиваются на фоне постоянного давления со стороны проатомного лобби, стремящегося продлить график эксплуатации станций, согласованный ранее с их владельцами. Endesa и Iberdrola являются мажоритарными акционерами, но в этом бизнесе также участвуют Naturgy и EDP, и не у всех одинаковый интерес к продолжению атомного бизнеса.
На данный момент все четыре компании не представили совместного предложения по изменению графика закрытия. Только Iberdrola и Endesa направили письмо, но правительство Испании настаивает, что конкретного предложения нет, и в любом случае оно должно быть согласовано всеми четырьмя владельцами. Кроме того, власти провели непреодолимую черту: если официальные переговоры когда-либо начнутся, налоговое бремя и расходы на утилизацию радиоактивных отходов не лягут на плечи потребителей. Владельцы же настаивают на снижении этих расходов, на фоне чего Endesa и Iberdrola и начали свою многомиллионную судебную войну. На запрос прессы ни одна из компаний не предоставила комментариев по поводу исков.