«Росатом» заказал утилизацию частей подводной лодки К-27

Госкорпорация «Росатом» заплатит 489 млн рублей за разборку отработавших выемных частей утилизированной «атомной подводной лодки проекта 645», лежащей уже почти 40 лет на дне моря. Соответствующий тендер госкорпорация разместила на сайте госзакупок 11 марта. В ответ на запрос «Открытых медиа» представители госкорпорации сообщили, что речь идёт лишь об утилизации частей, снятых с субмарины ещё в 1967 году.

Публикация этого тендера вызвала много вопросов у пользователей соцсетей, обративших внимание на закупку. Дело в том, что местом выполнения работ в документации тендера указан пункт Гремиха Мурманской области, а К-27, единственная подводная лодка, построенная по так называемому проекту 645, была затоплена ещё в сентябре 1982 года. При этом затоплена она была более чем в тысяче километров от Гремихи — в Карском море, у северо-восточного побережья архипелага Новая Земля.

«Что может подумать обыватель, когда узнает, что лежащая на морском дне АПЛ (атомная подводная лодка) К-27 оказывается утилизирована, по мнению госзакупок? Или, может, нахождение на морском дне равно утилизации — во всяком случае, по советским стандартам 40-летней давности?» — написал на своей странице в Facebook директор мурманского отделения международного экологического объединения «Беллона» Андрей Золотков.

В ответ на запрос «Открытых медиа» представитель Росатома пояснил, что тендер действительно связан с подлодкой К-27, однако утилизировать госкорпорация намерена части, снятые с лодки еще в 60-е годы прошлого века. Сама же лодка останется на дне.

«Речь идёт об активных зонах подводной лодки К-27, которые были выгружены из реакторов АПЛ в 1967 году, — объясняет представитель „Росатома“. — После выгрузки активные зоны были размещены на хранение в специализированном хранилище пункта Гремиха». В закупочную документацию уже внесены изменения, «исключающие двойное толкование», добавил представитель госкорпорации.

Указанные в документации тендера «активные зоны» обобщённо можно назвать отработавшим ядерным топливом, сообщил «Открытым медиа» эксперт программы «Безопасность радиоактивных отходов» Российского социально-экологического союза, физик-ядерщик Андрей Ожаровский. Это наиболее опасный и долгоживущий тип радиоактивных отходов, уточнил он.

К-27 вступила в строй Северного флота 1 апреля 1962 года. 24 мая 1968 года на подлодке произошла радиационная авария, во время которой погибло 9 человек, а весь экипаж получил острую лучевую болезнь. Несмотря на это, из состава ВМФ К-27 исключили только 11 лет спустя. В 1980 году реакторный отсек лодки законсервировали и залили 270 тоннами битума. После этого лодку транспортировали в Карское море и затопили на глубине 30 метров. Согласно планам «Росатома», подъём К-27 назначен на 2028−2031 годы, но на данный момент в России нет судна для проведения подобной операции.

В 2016 году производственное объединение «Маяк» начало промышленную переработку отработавшего ядерного топлива отечественных АПЛ. На такую же переработку будут отправлены и радиоактивные отходы с К-27. Экологических вопросов переработка отходов «Маяка» не решит, считает Ожаровский, называя этот проект «перемещением проблемы из одного региона в другой».

Дмитрий Балашов («Открытые медиа»)

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *