Мецаморская (Армянская) АЭС многие годы является темой политических дебатов на Южном Кавказе и за его пределами. В последние месяцы она вновь оказалась в центре мирового внимания после того, как Евросоюз в очередной раз потребовал закрыть станцию. В Ереване утверждают, что АЭС абсолютно безопасна, и строят планы на продление сроков ее эксплуатации.
На горе Арарат…
Единственному атомному объекту Южного Кавказа в прошлом году исполнилось 40 лет. Для человека возраст расцвета, для станции – заката. Оптимальный срок службы реактора ограничивается 30-ю годами.
Мецаморская АЭС была построена в Араратской долине в 28 км западнее Еревана, в 16 км от турецкого города Ыгдыр. В 50-километровом радиусе расположено 80% населенных пунктов Армении и несколько десятков населенных пунктов Турции, Азербайджана, Грузии и Ирана.
Строительство АЭС началось в 1969 году. Первый энергоблок был введен в эксплуатацию в декабре 1976 года, второй – в январе 1980 года. Сейчас эксплуатируется только второй энергоблок.
Ряд экспертов считают, что, в принципе, Армянская АЭС является безопасной. «Спитакское землетрясение [7 декабря 1988 года], как раз и показало надежность этой станции. Она практически не почувствовала это землетрясение, и ни утечки радиации, какой-нибудь другой аварийной ситуации там не произошло», – говорит Президент Энергетической академии Грузии Реваз Арвеладзе.
Не все эксперты согласны с такой оценкой ситуации. Атомная электростанция – изначально весьма уязвимый объект. Внешне незначительные и заурядные факторы могут спровоцировать катастрофу мирового масштаба. Именно так и случилось в 86-м в Чернобыле – тогда авария произошла из-за обесточивания реактора, в 2011-м аварию на практически неуязвимой «Фукусиме» спровоцировало цунами…
Нештатные ситуации в штатном режиме
Атомщики не любят делиться подробностями аварий, называют их «нештатными ситуациями». Общественность узнает подробности обычно тогда, когда «шило уже в мешке не утаишь».
За время существования Мецаморской АЭС случилась не одна «нештатная ситуация». В октябре 1982 г. на станции произошёл сильный пожар. Пострадал машинный зал. Для ликвидации пожара потребовалось почти 7 часов. В тушении участвовали 110 работников пожарной охраны.
Нельзя сказать, что мощное землетрясение 1988 года, силой в 10 баллов, произошедшее в северных районах Армении, никак не коснулось атомной станции. Когда оно произошло, практически весь местный персонал покинул Мецаморскую АЭС. Из-за отсутствия оперативного и ремонтного персонала возникла угроза перегрева реактора. Для предотвращения аварии на станцию был переброшен персонал с других советских АЭС. Волна землетрясения, дошедшая до станции, была оценена специалистами в 6,25 по шкале Рихтера.
Самым правильным решением тогда было бы – остановить станцию. Однако в дальнейшем, учитывая энергетическую ситуацию, блокаду транспортных коммуникаций и отсутствие собственных энергоносителей, правительство Армении в начале апреля 1993-го приняло решение о начале восстановительных работ и возобновлении эксплуатации второго энергоблока АЭС.
По мнению международных экологов, сейсмоактивность региона превращает эксплуатацию атомной станции в Мецаморе в крайне опасное предприятие.
В 1992-1997 годах в рамках программы Оценки глобальной сейсмической опасности была исследована сейсмическая опасность большой территории, включая территории Турции, Ирана, России, Туркменистана и республик Кавказа. После составления карты активных тектонических разломов эксперты заявили, что через территорию Армении рядом с городом Ереван и Мецаморской АЭС проходит большая и активная зона тектонических разломов. Размещение АЭС в такой зоне – само по себе серьезная проблема. Кроме того, если станция находится в высокогорье, при аварии может возникнуть проблема с недостатком воды для аварийного охлаждения активной зоны реактора.
Закрыть нельзя эксплуатировать
В 2006 году Правительство Армении объявило, что эксплуатация АЭС завершится в 2016 году. Через пять лет по просьбе руководства Армении комиссия, действующая под эгидой Международного агентства по атомной энергетики (МАГАТЭ), провела углубленную проверку станции. Эксперты из восьми стран, в том числе США, Великобритании, Франции, Венгрии и Финляндии пришли к выводу: «риск, который представляет Мецаморская АЭС, является приемлемым».
14 сентября 2013 года министр энергетики и природных ресурсов Армении Армен Мовсисян заявил, что срок эксплуатации Армянской АЭС будет продлен до 2026 года.
В начале следующего, 2014 г. Турция официально обратилась к МАГАТЭ с требованием закрытия станции в связи с тем, что станция устарела. Вопрос продления срока службы Мецаморской АЭС последние 15 лет является предметом недовольства соседних государств.
Еще в сентябре 1999 года между армянским правительством и ЕС было подписано соглашение о закрытии Мецаморской АЭС в 2004 году. Армения при вступлении в Совет Европы 25 января 2001 дала слово, что в 2004 году закроет ее. Как заявлял руководитель дипломатической миссии ЕС в Ереване Траян Христеа, «досрочное закрытие АЭС и ее вывод из эксплуатации по-прежнему остаются главной целью Евросоюза».
Необходимость срочного «выключения» армянской АЭС, по мнению посла, была обусловлена ее несоответствием современным международным стандартам атомной безопасности. ЕС тогда выражал готовность выдать Армении средства на консервацию Мецаморской АЭС, но только – при наличии согласованного плана действий по консервации, составленного с учетом проведенных стресс-тестов и критериев безопасности.
Год назад Европейский Союз и Армения подписали соглашение, в котором отдельный пункт посвящен атомной электростанции – в нем указано, что Армения обязуется составить график ее закрытия. В рамках соглашения с ЕС о всеобъемлющем и расширенном партнерстве (CEPA) от 24 ноября 2017 года Ереван обязался привести свои нормативные акты в соответствие со стандартами ЕС. Еврочиновники, готовя Соглашение с Арменией, обещали руководству страны, что помогут ей постепенно перейти на «новые, более совершенные и безопасные технологии производства энергии».
Пресс-секретарь Минэнерго Армении Васак Тарпошян подтвердил, что по итогам переговоров с ЕС «четко сформулировано», что Ереван «должен разработать дорожную карту» демонтажа АЭС. Однако, по его словам, для этого «необходимо определенное время, и очевидно, что АЭС в определенный момент должна перестать работать».
До планов по консервации Мецаморской АЭС дело пока так и не дошло. Параллельно с переговорами с ЕС, правительство Армении продолжает работы по продлению проектного срока ее эксплуатации. Эти работы финансируются за счет российских кредитных средств. 5 февраля 2015 года было заключено межправительственное соглашение о предоставлении Армении государственного экспортного кредита на $270 млн и безвозмездной помощи (гранта) в $30 млн (выделена в апреле того же года распоряжением правительства РФ) для финансирования работ по продлению срока эксплуатации АЭС. Работы по модернизации выполняет корпорация «Росатом».
«По окончании работ по модернизации Армения получит станцию, оснащенную самым современным оборудованием», – говорит заместитель директора по управлению проектами госкомпании «Русатом Сервис» Владимир Бредов.
Фактически, как отмечают эксперты, российско-армянские атомные планы выходят за пределы модернизации и предполагают расширение объемов выработки электроэнергии – в рамках данного этапа планируется на 17-20% повысить мощность блока. В настоящее время блок АЭС функционирует на 92% мощности, что составляет порядка 380 МВт. После модернизации мощность повысится до 400-420 МВт. Только этот вариант может обеспечить «обслуживание» российского кредита.
Период полураспада
Одна из самых больших проблем всех атомных объектов – ядерные отходы различной степени токсичности, которые нарабатываются в ходе производственного процесса. Несложно догадаться, что за 40 лет работы на Мецаморской станции их накопилось немало.
Как следует из немногочисленной официальной информации от экспертов, посетивших АЭС, «временный склад полностью загружен». Были обнаружены утечки из некоторых контейнеров. Отходы хранятся в местах, предназначенных для временного хранения. «Они не сертифицированы и не соответствуют критериям приемлемости для хранения отходов». Известно, что существуют планы по строительству хранилища для сухого хранение отработавшего топлива АЭС, которое может быть введено в эксплуатацию к 2020 году.
Топливо для Армянской АЭС производит топливная компания «Росатома» «ТВЭЛ» на Машиностроительном заводе в городе Электросталь Московской области. Как доставляется это топливо из России в Армению, неизвестно. Но общеизвестно, что границы у Армении с Россией нет: все грузы доставляются либо самолетом, либо автотранспортом через Грузию.
Куда складируют отходы Мецаморской АЭС также доподлинно неизвестно – из-за угроз терроризма такая информация считается закрытой. Ходят слухи, что твердые отходы складируют в том числе и на конфликтной территории Нагорного Карабаха.
Возмущение по поводу сброса жидких отходов Мецаморской АЭС в реку Араз (впадает в Каспийское море) неоднократно выражали официальные лица Ирана. «Отходы создают угрозы для этой реки и людей, живущих на прилегающих территориях», – об этом заявлял представитель комитета парламента Ирана по охране окружающей среды Кемаледдин Пирмуаззин. По его словам, сбросы Арменией отходов в реку Араз ежегодно приводят к заболеванию раком тысяч человек, живущих в регионе Муган провинции Ардебиль, их гибели и другим проблемам.
Представитель парламента призвал правительство Ирана вступить в переговоры с Арменией по решению этой проблемы. Он подчеркнул, что этот вопрос также создает проблемы для населения и окружающей среды Азербайджана, и предложил при участии стран, по которым протекает река Араз – Азербайджана, Армении и Ирана, создать совместный консорциум, в рамках которого начать что-то решать.
«Грязные бомбы» на Кавказе
Армянская сторона утверждает, что все работы с ядерными материалами и с радиоактивными отходами в Армении находятся «под полным контролем» МАГАТЭ.
В апреле позапрошлого года в Тбилиси были задержаны шесть человек при попытке реализации радиоактивного вещества уран-238. В том же месяце сотрудники госбезопасности Грузии задержали еще пятерых злоумышленников при попытке продать радиоактивный уран. Как показала экспертиза ядерных материалов, изъятых в Грузии, все они – из Армении. Утечка и незаконное использование и радиоактивных материалов, и радиоактивных отходов – становится обычным делом. Но оценку масштабов проблемы никто дать не может – АЭС традиционно тайная сфера.
Если контроль такой «полный», как утверждают представители АЭС, то как радиоактивные материалы попадают из Армении в Грузию? Грузия абсолютно не готова к борьбе с ядерной опасностью – у нее нет ни одного энергоблока АЭС и вообще никаких ядерных объектов. Соответственно, нет и опыта обращения с радиоактивными материалами.
Реанимировать АЭС
Эксперты считают, что через 10 лет, на которые продлили срок действия Мецаморской АЭС, Армения исчерпает ресурсы атомной энергетики. Идет активное обсуждение: чем компенсировать вывод АЭС для энергетики страны?
«Армения пока не отказалась от проекта строительства нового атомного энергоблока. Однако возможности для реализации этого проекта сегодня минимальны, и основная причина – отсутствие инвестиций. На сегодняшний день проект стоимостью $5-6 млрд не является экономически привлекательным, поскольку неизвестен рынок сбыта. Экономика Армении не нуждается в станции мощностью 1000 МВт, ибо потребление в стране ограничено, кроме того существуют тепловые и гидроэнергетические мощности», – пишет научный сотрудник Джорджтаунского университета Севак Саруханян в своей колонке «Последний вздох атомной станции».
На его взгляд, в существующих условиях у Армении нет рынка сбыта излишков электроэнергии. Граница с Турцией закрыта, и Анкара сама вводит в строй новые энергетические мощности. Грузия постепенно становится крупным экспортером электричества.
«Иран (куда Армения сейчас на бартерной основе поставляет электричество в обмен на газ) также взял курс на развитие собственных мощностей. Вряд ли Тегеран готов платить высокую цену за импорт электричества», – отмечает Саруханян, уточняя, что вырабатываемое новой АЭС электричество будет стоить гораздо дороже из-за необходимости окупить вложения.
Оценки эксперта справедливы, но он не учитывает «щедрость» России, которая предоставляет средства для продвижения своих атомных планов в развивающихся странах. Россия заявила, что в качестве вклада в создание новой АЭС готова предоставить Еревану «ядерный остров» – комплекс сооружений, включающих в себя здания и оборудование реакторной части.
По мнению экспертов, вырабатываемое сейчас на Мецаморской АЭС электричество стоит дешево, поскольку на строительство во времена СССР сама Армения «не потратила ни копейки». Тогда вопрос возвращения инвестиций не ставился. Сейчас ситуация принципиально иная.
Принято считать, что кроме нового блока АЭС у Армении нет реальной альтернативы действующей атомной электростанции. Сегодня на долю Мецаморской АЭС приходится около трети от общего объема вырабатываемой в республике электроэнергии. На долю всех ТЭЦ – 41,9%, ГЭС – 29,2%. При этом Армения обладает богатыми ресурсами в сфере ветроэнергетики – в стране сейчас работают две ветроэлектростанции.
Перед Арменией в новых экономических условиях стоит стратегическая задача создания новых альтернативных мощностей. Вопрос обеспечения энергией актуальный и больной – в условиях обострившегося мирового и локальных политических противостояний энергетическая зависимость от кого бы то ни было делает государство уязвимым.
И с этой точки зрения АЭС – как продление срока эксплуатации, так и строительство новых блоков – не самый лучший выбор: «модернизация атомной станции – это не очередной ремонт ботинок». «Невозможно улучшить АЭС настолько, чтобы она полностью соответствовала международным требованиям безопасности», – считает замглавы отдела Восточного партнерства в Европейской службе внешних действий Дирк Лоренц.
АЭС – очень доступная разменная монета в политической борьбе. Строить новый блок атомной станции в условиях, когда человечество отказывается и закрывает их – неоправданно. Тем более – в сейсмоопасной зоне. Соседним странам необходимо понять, что вопрос энергетического выбора Армении касается и их. Вряд ли кто-то из них хочет заиметь под боком новую взрывоопасную точку еще большей мощности.
Наиболее оправдано, в том числе и по финансовым соображениям, в данной ситуации – развивать возобновляемую генерацию, например, на основе энергии солнца и ветра, уверены эксперты. И тот, кто действительно хочет помочь, поможет солнечной Армении построить новые ветровые и солнечные электростанции, а не будет толкать ее в атомный капкан.