Четырнадцатая немецкая национальная гражданская Конференция по радиоактивным отходам (Atommüllkonferenz) состоялась в Гёттингене 16 февраля. Автор (Андрей Ожаровский) участвовал в собрании в качестве иностранного наблюдателя (как представитель российской Программы «Безопасность РАО») и попытался понять, чем опыт Германии может быть полезен для России.
Движение против атомной энергетики в Германии широко известно массовыми акциями протеста – многотысячными митингами, блокадами АЭС и препятствованием транспортировкам ядерных отходов. Немецкая ситуация уникальна: в течение нескольких десятилетий значительное большинство граждан поддерживает установленный законом страны полный отказ от атомной энергетики (Atomausstieg). После 2011 года процесс закрытия АЭС стал окончательно необратим, мало кто сомневается, что в 2022 году, как это предписано законом, будет остановлена последняя немецкая АЭС.
Мощное антиядерное движение Германии начало слабеть: противник повержен, можно переключаться на другие вопросы. Но осталась несколько проблем, порождённых деятельностью атомной промышленности. Одна из наиболее острых проблем: что делать с накопленными радиоактивными отходами (РАО)? Часть активистов и инициативных групп Германии решили продолжить контролировать действия правительства страны по обращению с радиоактивными отходами, в первую очередь по поиску и выбору места размещения высокоактивных тепловыделяющих радиоактивных отходов. Для этого антиядерное движение сформировало особый механизм: проходящие два раза в год национальные гражданские Конференции по РАО (Atommüllkonferenz).
Важно подчеркнуть, что общественные организации и инициативные группы начали участвовать в поиске решений проблемы РАО лишь после того, как стало ясно, что атомная энергетика Германии действительно прекратит своё существование в 2022 году, что наработка новых РАО и ОЯТ на АЭС завершится. Только в этом случае решать проблему РАО и ОЯТ должно общество в целом, а не производитель этих опасных отходов. «Я никогда бы не стала принимать участие в решении проблемы РАО, если бы в Германии не было принято решение об отказе от атомной энергетики», – сказала во время встречи с российскими активистами Сильвия Коттинг-Уль (Sylvia Kotting-Uhl), депутат Бундестага ФРГ.
Регулярные Конференции как метод консолидации движения
Первая гражданская Конференции по РАО прошла в 2012 году. В 2013 в Германии был принят Закон о поиске и выборе места для размещения тепловыделяющих радиоактивных отходов (StandAG), Бундестагом была создана комиссия по размещению высокоактивных отходов (Kommission Lagerung hoch radioaktiver Abfallstoffe), – всё это обсуждалось на последующих гражданских Конференциях. Общественные организации анализировали действия правительства, критиковали деятельность властей, выдвигали свои требования.
Важно подчеркнуть, что Конференция по радиоактивным отходам не является ни общественной организацией, ни инициативой. Каждый раз для проведения Конференции создаётся Оргкомитет, берущий на себя решение организационных вопросов. Конференция по сути является открытым неполитическим форумом для активистов, экспертов и участников из мест, где расположены радиоактивные отходы, или где планируется их хранение. «Для нас важно сочетание фактов, обмена опытом и согласования общих позиций и проектов», – говорится на сайте Конференции. Именно на таких Конференциях вырабатываются и согласовываются общие позиции немецких активистов.
В 14-й Конференции приняло участие более 60 гражданских активистов из различных регионов Германии. Большинство участников представляли местные инициативные группы (Bürgerinitiativen), но были и представители крупных национальных экологических организаций. Конференция проходила в течение одного дня, это позволило большинству участников не оставаться на ночь в Гёттингене. Спонсоров у Конференции не было – каждый участник сам оплачивал проезд. Взнос в 25 Евро покрывал орграсходы, а также покупку напитков и бутербродов для ланча. Помещение было бесплатно предоставлено одним из муниципальных общественных центров.
Основными темами 14-й Конференции стали выработка отношения к процессу поиска места для геологического хранилища высокорадиоактивных ядерных отходов, получение информации, планирование совместных действий, в том числе антиядерных акций на День Фукусимы и День Чернобыля. Можно констатировать, что с доступом к информации о радиоактивных отходах в Германии дела обстоят не так плохо: информация имеется или предоставляется по запросам, что позволило неправительственным организациям создать и поддерживать сайт с базой данных по отходам. Но есть и проблемы, например, с доступом к геологической информации. Она очень важна при поиске мест для долговременного хранения или захоронения РАО. Пока не вся имеющаяся у правительства геологическая информация в полном объёме доступна для общественности, поскольку часть информации принадлежит частным компаниям и защищена авторским правом.
Российские реалии удивили немцев
Для участия в Конференции были приглашены иностранные гости, в том числе и автор, в качестве представителя российской Программы «Безопасность радиоактивных отходов». Накануне Конференции в Гёттингене прошла встреча представителей российского и бельгийского экологического движения с местными активистами. На следующий день в ходе Конференции мне предоставили возможность выступить с 15-минутным докладом о проблемах радиоактивных отходов в России и деятельности Программы «БезРАО» и других общественных инициатив страны.
Удивление и шок у немецких активистов вызвала информация о том, что в России до сих пор не запрещена закачка жидких радиоактивных отходов под землю, и продолжается деятельность по «захоронению на месте» в «глиняных могильниках» пяти уран-графитовых реакторов ПО «Комбинат МАЯК».
Закопать и забыть не удаётся
В Германии ни закачка жидких отходов под землю, ни «захоронение на месте» без демонтажа реакторов не возможны. С 1970-х годов в стране пытаются найти способ безопасного долговременного обращения с отходами атомной промышленности, успеха в этом достичь не удалось. До 2023 года в Германии должны быть остановлены все АЭС, но произведённые атомными электростанциями отходы никуда не денутся. Попытки «закопать и забыть» радиоактивные отходы в ФРГ и ГДР предпринимались давно, опыт аварийного могильника «Ассе-2» и «Морслебен» показывают, что захоронение РАО в старых соляных шахтах не обеспечивает изоляцию радиоактивных отходов от биосферы. Всем ясно, что в прошлом были приняты ошибочные решения, расплачиваться за которые приходится нынешнему поколению – расходы на извлечение РАО из аварийного ПЗРО «Ассе-2» оцениваются в несколько миллиардов евро.
В настоящее время и у правительства ФРГ, и у экологических активистов есть понимание, что нужно делать всё возможное, чтобы избежать ошибочных решений, и спешка при разработке стратегии и при создании пунктов хранения и захоронения опасных отходов не только не нужна, но и опасна.
Общие Позиции – важный инструмент экологического движения
Немецкие активисты уверены, что нужно не только проводить митинги, демонстрации и блокады ядерных транспортировок, но и иметь общие позиции по конкретным вопросам для того, чтобы влиять на правительственные решения, для того, чтобы голос общественности был услышан. Национальные гражданские Конференции по радиоактивным отходам как раз и являются, в числе многого другого, инструментом разработки подобных Позиций. В настоящее время у немецкого движения имеется четыре Позиции.
В августе 2013 года представители общественности решили отказаться от приглашения участвовать в правительственной Комиссии по выработке правил выбора мест для размещения ПЗРО. Одной из причин этого стал отказ исключить соляные шахты Горлебена из возможного списка мест размещения отходов. Активисты считают, что неприемлемость Горлебена доказана множеством исследований, правительство под давлением атомной промышленности продолжает настаивать на возможности размещения могильника именно в Горлебене. Несмотря на то, что большинство антиядерных групп отказалось участвовать, некоторые НКО, которые не были ранее активны в вопросах РАО и не участвовали в Конференции, всё же вошли в Комиссию.
В сентябре 2015 года была принята Позиция по остановке, выводу из эксплуатации и демонтажу АЭС. Основные требования состоят в том, что вывод из эксплуатации должен быть необратим, остановка любой АЭС должна производиться автоматически по окончании срока действия лицензии, должно быть обеспечено участие общественности на всех стадиях, включая обращение с РАО и создание ПЗРО, денежные фонды должны быть достаточны и находиться в руках правительства. Документ весьма подробный, всего мнение общественности изложено на шести страницах.
В 2016 году было принято общее «Мнение по итогам работы Комиссии по хранению высокоактивных радиоактивных отходов».
Семистраничная Позиция «О временных хранилищах высоко активных отходов» была принята в 2018 году, её поддержали более семидесяти инициативных групп и экологических организаций. В Позиции констатируется, что по факту все существующие хранилища РАО являются временными, указывается на проблемы с безопасностью и содержится критика способов обходить закон.
В планах немецкого движения — разработка и согласование новых Позиций, например, по хранилищам средне- и низкоактивных отходов.
Немецкий опыт для России
Российская ситуация в корне отличается от немецкой: в России нет решения о сворачивании атомной энергетики, «Росатом» строит новые АЭС, наработка РАО и ОЯТ продолжается. Казалось бы в такой ситуации участие антиядерной общественности страны в решении проблем РАО и ОЯТ излишне: «Росатом» – довольно мощная структура и не нуждается в непрошеных советчиках.
Но, с другой стороны, заинтересованная общественность может следить за деятельностью по обращению с РАО, должна интересоваться, тем, кто и в каких количествах нарабатывает РАО и ОЯТ, что происходит со старыми хранилищами. Кроме того не зависимые от «Росатома» эксперты и общественность должны выступать (и выступают) против наиболее опасных проектов. В определённой мере этим и занимаются организации, причисляющие себя к антиядерному движению России, но деятельность эта не так заметна и, к сожалению, нечасто экологические организации страны выступают с ясной общей позицией.
Тем не менее хорошим примером именно общего согласованного подхода может служить документ, принятый Круглым столом по вопросам использования атомной энергии, состоявшимся в Москве по инициативе А.В. Яблокова в 2013 году. Эта совместная Позиция была поддержана более сорока представителями различных общественных организаций и инициатив, в том числе представителями Российского Социально-Экологического Союза (РСоЭС), «БЕЛЛОНЫ», «Экозащиты», Гринпис и других.
Одной из недавних инициатив является создание в 2016 году в рамках РСоЭС Программы «Безопасность радиоактивных отходов» (БезРАО). Основная цель Программы – «снижение опасности при обращении с радиоактивными отходами через вовлечение заинтересованных сторон в процесс обсуждения и принятия социально и экологически значимых решений, касающихся вопросов и проектов, связанных с обращением и размещением радиоактивных отходов».
В 2016 году по инициативе Программы РСоЭС предложил повысить статус Национального оператора по обращению с радиоактивными отходами (ФГУП «НО РАО»), выведя его из структуры госкорпорации «Росатом» и подчинив непосредственно правительству, чтобы обеспечить независимость Нацоператора от производителей РАО и гарантировать финансовое обеспечение его деятельности по обращению с радиоактивными отходами. В 2018 году Программа «БезРАО», «БЕЛЛОНА» и Гринпис приняли совместное Заявление «Информация о радиоактивных отходах должна быть максимально открытой».
Однако у российских экологов пока нет общих Позиций по конкретным вопросам, например, по обращению с высокоактивными отходами, по участию (или не участию) в различных форумах и общественных советах «Росатома», по конкретным проектам по хранению и захоронению радиоактивных отходов. Тем не менее обсуждение этих вопросов происходит или в экологических рассылках, или на ежегодных Конференциях «БЕЛЛОНЫ» и РСоЭС. Летом прошлого года в Петергофе прошёл первый семинар, посвящённый исключительно обсуждению отношения экологических организаций страны к проблеме радиоактивных отходов. Семинар был организован РСоЭС, но в нём участвовали представители Гринпис, «БЕЛЛОНЫ», «Экозащиты» и ряда местных инициатив.
Можно сделать вывод, что в российском антиядерном движении процесс выработки совместных позиций и планирования совместных действия по различным вопросам, связанным с радиоактивными отходами, находится в начальной стадии развития. В случае, если удастся договориться об общих подходах и совместных действиях, можно надеяться не только на проведение общественных кампаний силами одной или нескольких групп, но и на возрождение всероссийских кампаний, подобных действиям в начале 2000-х против планов ввоза иностранного отработавшего ядерного топлива и ввоза «урановых хвостов» из Германии.
«Изучение международного опыта, контакты с экспертами и активистами из разных стран очень важны для нас, – говорит руководитель Программы «БезРАО» Александр Колотов, – мы подробно изучали опыт участия общественности в принятии решений по обращению с радиоактивными отходами в Швеции, Финляндии, Германии и Франции. В прошлом году была организована ознакомительная поездка в Литву. Знание опыта других стран должно помочь России избежать ошибок при обращении с РАО и улучшить практику участия общественности».