Норвегия объявила закрытии последнего ядерного исследовательского реактора после неоднозначного 50-летнего опыта эксплуатации. Теперь нужно решить вопросы по безопасному хранению радиоактивных отходов.
В декабре 2018 года исследовательский реактор JEEP II в городке Кьеллер (Kjeller) около Осло был остановлен на плановое техническое обслуживание, во время которого была обнаружена коррозия нескольких важных элементов системы безопасности.
В прошлый четверг норвежский институт энергетических технологий (IFE), эксплуатирующий реактор, заявил, что его ремонт будет стоить слишком дорого.
Президент Bellona Фредерик Хауге (Frederic Hauge), который много лет назад был арестован во время акции протеста против работы этого реактора, с радостью приветствовал решение об остановке.
«Сегодня мы счастливы. Атомная отрасль оставляет уродливое и дорогое наследство Мы гордимся тем, что Bellona всегда озвучивала существующие проблемы, и наша работа привела к конкретному и верному результату: Норвегия больше не эксплуатирует ядерные реакторы», – заявил он.
Но закрытие реактора создает еще одну проблему. В норвежском хранилище Химальден (Himalden) для низко- и среднерадиоактивных отходов вряд ли удастся разместить 17 тонн высокоактивных отходов, которые образуются в результате закрытия программы исследовательского реактора.
Управляющий директор IFE Нильс Мортен Хюсеби (Nils Morten Huseby) заявил на национальном телевидении, что отходы нужно будет отправлять за границу для кондиционирования, после чего они будут возвращаться в Норвегию для временного промежуточного хранения с перспективой захоронения.
По оценкам Bellona, решение проблемы окончательного захоронения отходов из реактора Кьеллера, а также из исследовательского реактора «Халден» (Halden), остановленного в прошлом году, может стоить более 1,7 млрд долларов – это намного больше, чем заложено в бюджете IFE. Поэтому, видимо, основная часть расходов ляжет на государственный бюджет.
«Цена искупления старых грехов высока, – сказал Хауге. – Но предельно ясно, что Норвегия должна заплатить эту цену».
Bellona в течение 30 лет проводила кампанию против норвежской программы исследовательских реакторов. Особую тревогу вызывал неосмотрительный подход к хранению опасных радиоактивных отходов реактора в Кьеллере.
В 1993 году Bellona провела акцию протеста в Кьеллере, во время которой активисты выкопали 1000 баррелей ненадлежащим образом хранящихся радиоактивных отходов. Несмотря на то, что в результате Хауге был ненадолго задержан, акция вызвала сильный общественный резонанс.
Сама работа реакторов и Кьеллера, и Халдена была очень затратной. Много лет Bellona говорила, что государственные субсидии на финансирование работ IFE, лучше всего было бы потратить на обеспечение безопасного обращения с их отходами.
К моменту закрытия в 2018 году, реактор «Халден» работал с убытками в несколько миллионов долларов в год, поскольку интерес частных инвесторов, заинтересованных в его работе, пропал.
И хотя оба реактора работали более или менее безопасно, в работе обоих реакторов были опасные сбои, которые могли бы позже привести к большим проблемам.
В октябре 2016 года в «Халдене» была обнаружена небольшая утечка йода-131, которая привела к эвакуации персонала, но не оказала негативного воздействия на окружающую среду за пределами объекта. Тем не менее, утечка вызвала опасное нагнетание водорода внутри активной зоны реактора, которое было похоже на то, что произошло на «Фукусиме» в 2011 году. Инцидент также вызвал вопросы о стабильности активной зоны и работы системы охлаждения.
Ранее, в 2006 году в реакторе JEEP II тоже произошла небольшая утечка. В результате реактор был остановлен на трехнедельный ремонт.
Сейчас Bellona призывает правительство Норвегии разработать детальный план утилизации с долгосрочным финансированием, основанный на знаниях и опыте специалистов, которые в настоящее время эксплуатируют реактор.
По оценкам NRK, около 60 сотрудников IFE могут остаться без работы после закрытия Кьеллера. Bellona считает, что правительство должно сохранить сотрудникам реактора рабочие места на протяжении всего периода его вывода из эксплуатации.