9 февраля председатель правления «Беллоны» Александр Никитин провел круглый стол, предваряющий запланированные на 21 февраля общественные слушания по проекту реконструкции 2-й очереди пункта захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО) в Новоуральске. На встрече собрались представители РосРАО, Уральского электрохимического комбината (УЭХК), ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» (НО РАО), а также заинтересованная общественность.
На круглом столе выступили и.о. директора НО РАО Денис Егоров, руководитель новоуральского офиса НО РАО Вячеслав Александров, а также Екатерина Мануйлова, руководитель проектов – эксперт по охране окружающей среды НО РАО. После выступлений обсудили вопросы экологической безопасности, экономической целесообразности, независимого мониторинга, информационной открытости, возможности транспортировки РАО по жилой зоне, а также другие вопросы, интересующие участников встречи.
История ПЗРО в Новоуральске началась в 2009 году, когда УЭХК – крупнейшее предприятие Госкорпорации «Росатом», занимающееся обогащением урана, разработало проект на сооружение трех очередей объекта, которые будут принимать радиоактивные отходы (РАО). В 2013 году силами комбината была построена первая очередь, которая получила лицензию Ростехнадзора и начала работу в 2016 году. В настоящий момент функционирует 1-ая очередь ПЗРО, которую будут эксплуатировать до 2020 года. К 2020 году планируют построить 2-ую очередь, которая будет эксплуатироваться до 2036 года.
В связи с различными изменениями, как в законодательстве, так и в эксплуатации ПЗРО, потребовалась корректировка первоначального проекта. Корректировка затронула следующие показатели: планируется размещение отходов только 3 и 4 класса опасности; планируется расширение номенклатуры принимаемых радионуклидов, расширение номенклатуры упаковок; были разработаны новые критерии приемлемости с учетом вновь вышедших нормативных документов (одно из условий – неувеличение категории по потенциальной радиоактивной опасности).
По словам Дениса Егорова, в настоящий момент необходимо внести изменения в полученные ранее лицензии на эксплуатацию в первую очередь пункта захоронения, а также внести изменения в условия действия лицензии на сооружение 2 и 3 очереди ПЗРО. Корректировку проекта проводила проектная организация, которая имеет опыт по проектированию объектов использования атомной энергии – уральский филиал ВНИПИЭТа в городе Озерск.
Согласно первоначальному проекту был предусмотрен прием отходов только от УЭХК, однако в настоящий момент планируется принимать отходы из других предприятий. Как объясняет Денис Егоров, за время работы комбината произошло значительное сокращение отходов, соответственно выручка, необходимая для поддержания работы на ПЗРО, значительно снизилась. В этой ситуации есть два выхода: либо увеличить тарифы для УЭХК как минимум в 2 раза, либо начать принимать отходы из других предприятий, но в объеме не более 30%. В ходе обсуждения этот вопрос вызвал множество комментариев, и некое недоверие присутствующих.
Одно из изменений, которое ожидает ПЗРО в ближайшем будущем, – расширение номенклатуры принимаемых отходов, в списке помимо урана появятся цезий-137, кобальт-60, стронций-90. Однако данное нововведение вызвало вопросы у главы Администрации Новоуральского городского округа Александра Баранова: «Стронций и цезий – это продукты, которые образуются в ходе ядерных реакций. Это АЭС, мы это понимаем. Кобальт – это радиоактивные источники, которые используются в рентгеновских аппаратах. Отсюда вопрос или предложение – НО РАО уже наверняка предполагает, что и откуда он повезет. Неужели все рентгеновские источники повезут к нам? Что и с каких АЭС планируется привозить? Это будет одежда? Оборудование? Было бы интересно это услышать».
Также присутствующие обсудили планы по увеличению на 12% объема ПЗРО. «Изначально планировалось размещение 20 тыс. куб м. отходов без учета упаковок, это равнозначно 48 куб. м. отходов с упаковкой. Сейчас предусмотрено небольшое увеличение: всего на 12% объема пункта захоронения. Это вызвано тем, что изменились типы контейнеров – раньше были предусмотрены железобетонные контейнеры, а сейчас – железные и бочки», – прокомментировал эти планы Денис Егоров.
О реконструкции 2-й очереди ПЗРО рассказал руководитель Новоуральского офиса НО РАО Вячеслав Александров. По его мнению, площадка выбрана правильно, с учетом геологических, сейсмических, экологических факторов. Дорабатывается проект по обращению со сточными водами, по приведению зданий в соответствие с санитарными нормами и правилами. Проектом по реконструкции предусматривается сооружение ангара, пожарных резервуаров, создание накопительных емкостей для сбора ливневых стоков и поверхностных вод, установка локальных очистных сооружений и строительство здания по входному приему контейнеров. На пункте захоронения планируется принимать среднеактивные и низкоактивные отходы (3 класс опасности), к которым относятся материалы и оборудование, грунт, отвержденные жидкие РАО и другие возможные отходы, а также низкоактивные и очень низкоактивные отходы (4 класс опасности) – материалы и оборудование, грунт, ветошь, средства индивидуальной защиты, различные строительные материалы. Доля отходов 3 класса опасности – 40%, 4 класса – 60%.
«Никакого увеличения по радиационной опасности здесь нет», – подчеркнул Вячеслав Александров.
Екатерина Мануйлова, руководитель проектов – эксперт по охране окружающей среды НО РАО рассказала, что с точки зрения воздействия на окружающую среду, площадка соответствует всем требованиям закона об обращении с РАО (2011 год). То есть она находится за пределами ООПТ (особо охраняемых природных территорий, ближайшая из которых расположена в 2-х км.) и их буферных зон. Также на территории отсутствуют историко-культурные объекты, месторождения ископаемых, площадка не нарушает границы водоохранных зон.
Из негативных последствий отмечается увеличение загрязнения атмосферного воздуха, но, как заявляют авторы проекта, увеличение будет незначительным, не превышающим установленных нормативов. Также ожидаются увеличение акустического воздействия и образование отходов производства и потребления.
Радиационное воздействие, по утверждению Екатерины Мануйловой, исключено как до внесения изменений, так и после. Все качественные и количественные прогнозы показывают, что проект экологически безопасный. Все подтверждающие данные можно найти в материалах ОВОС.