Для тех стран, которые используют атомную энергию, головной болью часто является вопрос хранения радиоактивных отходов. Первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Ия Малкина после белорусско-литовских экспертных консультаций по Белорусской АЭС поделилась в интервью TUT.BY своим мнением на данную проблему.
«В соответствии с сегодняшним проектом АЭС предусматривается такая система: десять первых лет они хранятся в пристанционном хранилище, а потом перемещаются в пункт захоронения радиоактивных отходов», — сообщила она.
Сооружение такого пункта захоронения РАО изначально не предусматривалось в проекте Белорусской АЭС. Ия Малкина предполагает, что в ближайшее время будет принято решение по строительству такого объекта. Пока неизвестно, будет ли он находиться в Беларуси.
«У нас есть определенный временной запас, это должно быть взвешенное решение, мы рассматриваем все возможные варианты. В первую очередь это ответственность государства, во вторую — эксплуатирующей организации», — подчеркнула Ия Малкина.
Основных варианта пока два: хранить радиоактивные отходы в Беларуси или в другом государстве. В мире такие вопросы решают по-разному, отметила замминистра: «Литва, насколько мне известно, планирует хранить отходы прямо на территории закрытой Игналинской станции».
Что касается радиационной безопасности, то еще на этапе принятия политического решения о строительстве БелАЭС опыт как Чернобыля, так и аварии на Фукусиме исследовался белорусскими госорганами: «МЧС провели крупную работу по интегрированию в национальную систему по реагированию на чрезвычайные ситуации реагирования на ядерные и радиационные аварии. Создана государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». За пределами зоны ответственности дирекции БелАЭС (13-километровая зона), как отметила Малкина, уже создан второй круг системы радиационного контроля и установлено 9 пунктов мониторинга.