В 2012 году Россия обнародовала данные о затопленных в Арктических морях радиоактивных отходах (РАО) и ядерных реакторах: в Карском море около архипелага Новая Земля затоплено более 17 000 контейнеров с РАО, 19 судов с РАО, 14 ядерных реакторов, в пяти из которых содержится отработавшее ядерное топливо (ОЯТ), 735 единиц радиоактивных конструкций, затопленная атомная подводная лодка (АПЛ) К-27 с двумя реакторами с невыгруженным ОЯТ. Помимо этого на дне находятся затонувшая в Баренцевом море АПЛ К-159 и АПЛ «Комсомолец», затонувшая в Норвежском море.
Объекты в Карском море расположены в непосредственной близости от участков перспективной разработки углеводородов, а некоторые даже в нее попадают.
Вопрос о том, чтобы заняться накопленным на дне Арктических морей ущербом, регулярно поднимался, но решение проблемы упиралось в финансирование и в некоторые бюрократические вопросы, которые должна была решить Россия. У затопленных и затонувших объектов не было собственников, даже если речь шла об атомных подводных лодках.
Большая часть находящихся на дне РАО не имеют ведомственной принадлежности. Все АПЛ, кроме субмарины «Комсомолец», перед тем как затонули или были затоплены, были выведены из состава военного флота. «Комсомолец» был снят с баланса Министерства обороны уже после того, как утонул. Таким образом все эти субмарины сейчас никому не принадлежат.
А пока собственник объектов не определен, не будет ни финансирования мероприятий, ни принятия решений о том, что нужно поднимать, а что можно оставить на дне.
Еще несколько лет назад в программе социально-экономического развития Арктики не были прописаны финансовые средства на реабилитацию акваторий арктических морей и подъем объектов. Однако последняя редакция Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденная Указом Президента 5 марта 2020 года, уделяет этому вопросу немало внимания.
Настоящие Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и разработаны в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике. Настоящими Основами определяются цели, основные направления и задачи, а также механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике.
В документе делается сильный акцент на сохранение окружающей среды и решение экологических проблем. В частности, охрана окружающей среды в Арктике, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, проживающих на территории Арктической зоны РФ, относятся к основным национальным интересам России.
Неготовность же системы мониторинга окружающей среды, размещенной в Арктической зоне Российской Федерации, к экологическим вызовам, названа одной из основных угроз национальной безопасности в Арктике.
Документ прописывает основные задачи в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. К ним, в частности, относится развитие на научной основе сети особо охраняемых природных территорий и акваторий в целях сохранения экологических систем и их адаптации к изменениям климата; обеспечение сохранения объектов животного и растительного мира Арктики, охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов; продолжение работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Должна вестись работа по совершенствованию системы мониторинга окружающей среды, использованию современных информационно-коммуникационных технологий и систем связи для осуществления измерений со спутников, морских и ледовых платформ, научно-исследовательских судов, наземных пунктов и из обсерваторий; а также по внедрение лучших доступных технологий, обеспечение минимизации выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты загрязняющих веществ и снижения иных видов негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
На основании документа подготовлен Проект Указа Президента, в котором Государственная корпорация «Росатом» будет наделена полномочиями по нормативно-правовому регулированию и реализации государственной политики в области реабилитации Арктической зоны Российской Федерации от затопленных и затонувших объектов с РАО и ОЯТ. Правительству Российской Федерации предстоит в месячный срок утвердить План по реабилитации Арктической зоны Российской Федерации от затопленных и затонувших объектов с отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами на 2020-2029 годы, который должен быть представлен в ближайшее время, а также обеспечить дополнительное финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа путем внесения корректировки в государственную программу «Развитие атомного энергопромышленного комплекса».