Остались ли радиоактивные отходы на Чукотке после эксплуатации там радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГов) в качестве автономных элементов питания на труднодоступных маяках? Местный блогер Евгений Басов обнаружил контейнер из-под РИТЭГа в популярном туристическом месте, на территории национального парка «Берингия», в Наукане, возле Дежневского маяка-памятника.
Еще один контейнер обнаружился на острове Нунэанган, так называемом птичьем острове – одном из крупнейших птичьих базаров Восточной Чукотки.
После того как блогер опубликовал возмущенный пост с красноречивым называнием «Национальный парк «Берингия» — свалка ядерных отходов» дирекция национального парка «Берингия» официально обратилась во ФГУП «Гидрографическое предприятие» с просьбой дать оценку угрозы конструктивных элементов, оставшихся от РИТЭГов.
И вскоре на этот запрос пришел официальный ответ:
Вот как сам Евгений Басов комментирует поступивший официальный ответ:
…В любом случае информация обнадёживающая, даже если это 2015 год, то всё равно РИТЭГов на Чукотке официально нет. РИТЭГов нет, а о конструктивных элементах «ядерных батареек» ни слова! Потому что они есть.
Второй абзац нам сообщает, что РИТЭГи не являются источниками радиоактивного загрязнения окружающей среды. Так как я не являюсь физиком, охотно верю. Но я также верю и другим, не менее авторитетным источникам, которые говорят о том, что были случаи утечки и радиоактивного загрязнения окружающей среды. Не первый раз я пишу о РИТЭГах и комментаторы как один говорят, что не фонит и «не грязнит», но вот никто не ответил, зачем же строили саркофаг для разбитого наваринского РИТЭГа и проводили дезактивацию поражённых участков земли? Не говоря про другие случаи аварий с РИТЭГами.
А теперь внимание вопрос: известно ли из письма, что в местах установки РИТЭГов радиационный фон в норме? Нет. В случае с радиацией презумпция невиновности не работает. Нужно считать потенциально радиоактивным любое место в котором использовались радиоактивные вещества, пока не будет доказано обратное. В месте где было радиоактивное оборудование, в обязательном порядке должны быть обследования на предмет радиационного фона. Тем более, что это территория национального парка. И два раза тем более, что эти места, в частности Наукан, является местом массового туризма.
Ещё раз повторюсь, если бы дело не касалось предметов в которых содержались радиоактивные вещества, «авось», «небось» и прочие предположения были простительны. Стоял РИТЭГ — будь добр предъявить общественности документ авторитетной комиссии о том, что территория (земля, вода, воздух и артефакты в виде металлоконструкций) не представляют угрозы, а радиационный фон в норме с указанием конкретных цифр. Это взрослый экологический подход к делу.
И последний, третий абзац, рассказывающий о том, что в следующем году «Гидрографическое предприятие» планирует произвести очистку территорий вокруг навигационных объектов. Прекрасная новость. Но… человек знакомый с чиновничьей казуистикой наверняка заметил добавление «после определения объёмов финансирования на 2017 год». По-русски это означает, что скорее всего ничего мы не уберём, ибо нет денег даже на нормальное функционирование предприятия, а вы говорите уборка! С чего это я взял? Во-первых, гидрографическая служба в стране находится в крайне плачевном состоянии, не хватает средств на ремонт и замену навигационных знаков, проведение гидрографических работ, а во-вторых, для скорейшего решения данного вопроса «Гидрографическое предприятие» просит софинансирования со стороны правительства Чукотки, а попросту полного объёма средств, для очистки навигационных знаков от мусора. В региональном бюджете на эти мероприятия на следующий год средства также не предусмотрены.
Что в итоге: мы знаем, что РИТЭГов на Чукотке нет (про конструктивные элементы в письме не говорится, а они есть), вопрос по радиационному загрязнению остался, когда уберут всё – это тоже не известно. Собственно с чего начали, к тому и пришли.
Но есть позитивный момент. Национальный парк «Берингия», реагирует на публикации и в меру своих сил пытается, пусть и бумажно, решать вопросы. Поэтому дабы продолжить конструктивный диалог я снова задам вопрос дирекции парка: когда национальный парк «Берингия» будет территорией, свободной от радиационного мусора?
«Безопасность РАО» также будет следить за развитием темы.