Вывод из эксплуатации – неизбежная стадия жизненного цикла любого атомного энергоблока или исследовательского реактора. Начиная с 1998 года, в Актау, на основании постановления правительства Казахстана, ведутся работы по выводу реакторной установки на быстрых нейтронах БН-350 из эксплуатации, состоящие из трех этапов.
В Актау прошли общественные слушания, в ходе которых было представлено ТЭО обновленного проекта «Вывод из эксплуатации РУ БН-350». Заказчиком проекта является «МАЭК-Казатомпром», а разработчиком – российская компания «МЭТР» – «Модернизация. Энергетика. Технологии. Разработки». Как отметили представители компании, учитывая уникальность объекта, его потенциальную опасность и технологическую сложность работ, разработаны и утверждены приказом Минэнерго Республики Казахстан «Основные положения проекта вывода из эксплуатации РУ БН-350».
«В соответствии с ними, все работы сгруппированы в пять очередей вывода реактора из эксплуатации. Задачи первой (приведение РУ БН-350 в состояние безопасного хранения) и второй очереди (безопасное хранение (50 лет)) к настоящему моменту практически полностью выполнены. Реактор приведен в ядерно-безопасное состояние. МЭТР в качестве генерального проектировщика разработал проектную и рабочую документации по технологическим процессам кондиционирования и удаления радиоактивных отходов, а также подготовке зданий, сооружений и инженерных систем реакторной установки БН-350 к безопасному хранению. Установка окончательно остановлена в 1999 году», – пояснили разработчики.
Вся деятельность по выводу из эксплуатации реактора выполняется под эгидой МАГАТЭ при финансовой, технической и организационной поддержке США – определенные виды работ. До 2010 года проходила работа по вывозу из реактора отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Сборки ОЯТ в количестве 3 тысяч единиц были помещены в 60 контейнеров. Каждый контейнер стоил примерно 1 млн долларов. Сам процесс транспортировки ядерного топлива из Актау в Курчатов длился с перерывами почти два года. Это были специальные литерные поезда и специальные маршруты.
Вывод реактора из эксплуатации стал самым богатым на мировые сенсации. Если безопасный слив натрия на реакторе PFR в Англии был осуществлен за 2 года, во Франции на реакторе PHENIX – за 2,5 года, то в Казахстане такая работа заняла всего 18 часов! Это стало возможным благодаря изобретенному казахстанскими атомщиками устройству, собранному по аналогии с обычным сифоном.
Отработанное топливо из реактора хранится в спецхранилище «Байкал-1» Семипалатинского полигона. 695 сборок отработанного ядерного топлива Актауской АЭС были выгружены из корпуса реактора всего за 9 месяцев. Для сравнения: такая же работа на реакторе PFR, где сборок было менее 300, заняла у английских атомщиков 2,5 года. При этом работы в Казахстане были проведены без единой аварии или инцидента. До казахстанского примера никогда в мире такое большое количество высокообогащенного отработанного ядерного топлива не перемещалось на такие колоссальные расстояния: оно абсолютно безопасно «проехало» по нашей стране три тысячи километров.
В июне прошлого года успешно завершился очередной проект в рамках многостороннего сотрудничества в области долговременного хранения твердых радиоактивных отходов и источников ионизирующего излучения, с истекшим сроком службы.
«Есть быстрые реакторы, находящиеся в стадии вывода, – первый в мире (1973 г.) советский БН-350 в Казахстане, Монджу в Японии, Даунри в Великобритании. В случае с БН-350: реактор был советской разработки, но у России не было средств на мероприятия по его выводу, а у Казахстана – не было ни средств, ни подходящих кадров. В итоге это стал совместный проект Казахстана, Франции и США при участии МАГАТЭ. США и Франция принимали участие в вывозе топлива, содержащего плутоний, из активной зоны и из «экрана», а слитый натрий так и хранится в контейнерах, и его надо «обеззараживать»», – рассказали представители компании «МЭТР».
Главный инженер РУ БН-350 Илья Васильев подчеркивает, что процесс вывода из эксплуатации необходимо незамедлительно продолжить с бесперебойным финансированием. «Это связано с тем, что емкости, в которых хранятся радиоактивные отходы, эксплуатируются с 1972 года, и без модернизации они уже приходят в негодность. Металл не вечный. Емкости ржавеют, начинают протекать. Мы поддерживаем инертную среду натрия, но он не становится менее опасным», – рассказал Илья Васильев.
По словам главного инженера БН-350, пока финансирование проекта шло от американской стороны, все этапы вывода реактора из эксплуатации соблюдались, согласно разработанному графику и проекту. «Дальнейшие работы по выводу БН-350 из эксплуатации планировались за счет средств государственного бюджета Республики Казахстан. И работы встали. С тех пор разработанный проект по выводу реактора из эксплуатации устарел, так как изменились многие составляющие. И мы обратились в компанию «МЭТР» с целью разработать новое ТЭО», – пояснил Илья Васильев.
«По самым оптимистичным прогнозам, при наличии стабильного финансирования для полного вывода реакторной установки БН-350 из эксплуатации потребуется около 30 лет», – пояснил главный инженер компании Илья Васильев.
Согласно постановлению правительства Республики Казахстан, реактор будет находиться на консервации в течение 50 лет. Предстоят еще работы по удалению самого корпуса реактора, а для этого понадобится разработать соответствующие технологии. На выполнение работ по удалению контуров, парогенераторов, трубопроводов второго корпуса и так далее будет задействована робототехника. После того, как все это будет удалено, все здания и помещения будут разбираться. Запланировано сооружение еще одного хранилища, куда и будет все захоронено. В итоге останется только два хранилища.
Как отметил представитель департамента экономики ТОО «МАЭК-Казатомпром» Булат Жумаканов, на текущий год АО «Самрук-Казына» выделило 1,2 млрд тенге на содержание реактора. По предварительным расчетам общие затраты на полный цикл консервации атомного реактора составят 125 млрд тенге без учета инфляции (более 330 млн долларов), а ежегодное содержание реакторной установки составляет 1,2 млрд тенге.
Наталья БУТЫРИНА («Деловой Казахстан»)