Радиоактивные отходы - под гражданский контроль!
 
Что сделано для ликвидации ядерного наследия в РФ и что ещё предстоит

Что сделано для ликвидации ядерного наследия в РФ и что ещё предстоит

Прошло пять лет с момента начала реализации проектов, предусмотренных Федеральной целевой программой «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года» (ФЦП ЯРБ-2). Эксперты из атомной отрасли, учёные и представители общественности обсудили итоги в ходе круглого стола, организованного в режиме онлайн редакцией портала фцп-ярб2030.рф.

Речь шла о радиоактивных отходах, отработавшем ядерном топливе, выводе из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных объектов и реабилитации загрязненных территорий.

Модерировал мероприятие руководитель Комиссии по экологии Общественного совета Госкорпорации «Росатом», генеральный директор «Беллоны» Александр Никитин. Первым выступил старший менеджер управления разработки и реализации программ реабилитации объектов наследия Госкорпорации «Росатом» Евгений Комаров. Он сообщил о выводе из эксплуатации 31 радиационно-опасного объекта, общая площадь реабилитированных территорий в результате составила 246 000 кв. м.

Работа велась на площадках, где появление радиоактивных отходов и загрязненного оборудования является следствием производственной и научной работы. Говорилось о ФГУП «Атомфлот» (Мурманск), Институте теоретической и экспериментальной физики (Москва), Институте реакторных материалов (Заречный), Научно-исследовательском технологическом институте им. А.П. Александрова (НИТИ) (Сосновый Бор), Ангарском электролизном химическом комбинате (АЭХК) (Ангарск) и других. На каждом объекте решались свои специфические задачи.

Масштабной операцией в Ангарске стал вывод из эксплуатации здания №804 АЭХК, в котором ранее размещалось оборудование для диффузионного обогащения урана. Длина здания – около 1 км, площадь – 123 тыс. кв. м. Объект снесли, территорию в 65,2 тыс. кв. м – реабилитировали. На очереди – здание №802.

Решение задач в рамках ФПЦ ЯРБ-2 на Новосибирском заводе химконцентратов было принципиально важным, потому что объект находится в центре Новосибирска, где проживает 1,5 млн человек. В 2017 году было выведено из эксплуатации производство тепловыделяющих элементов для промышленных уран-графитовых реакторов. В 2018 – комплекс складских зданий «Макеты». Сегодня он представляет собой «зелёную лужайку», которую завод передал на баланс города. В 2019 году выведена из эксплуатации бывшая Центральная научно-исследовательская лаборатория ПАО «НЗХК» (здание №18, цех 49). Реабилитировано 21,9 тыс. кв. метров радиационно-загрязненной территории.

Слайд из презентации Евгения Комарова 

Для «Беллоны» было принципиально важным услышать о ходе утилизации плавтехбазы «Лепсе». Корабль долгие годы служил хранилищем для отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивных отходов (РАО). Это было самое ядерно- и радиационно-опасное судно на Северо-Западе России. В 2017 году на судоремонтном заводе «Нерпа» завершилось разделение «Лепсе» на части. В 2018 году началась выгрузка ОЯТ, на данный момент выгружено и вывезено более 600 сборок. В 2021 году специалисты планируют завершить выгрузку отработавшего ядерного топлива.

Сибирский химический комбинат (СХК) является одним из крупнейших в мире производств, поставляющих для оборонных целей и атомной энергетики обогащенный уран-235 и плутоний-239. В результате деятельности комбината на территории 13-й площадки завода образовалось 7 открытых хранилищ жидких РАО. Евгений Комаров сообщил о том, что в 2020 году в рамках ФПЦ ЯРБ-2 завершены работы по консервации открытых бассейнов радиоактивных отходов Б-1 и Б-25. На вопрос Александра Никитина о статусе этих территорий после консервации Комаров ответил, что территория станет пунктом консервации РАО, который потом превратится в пункт их захоронения.

Список остальных объектов, подвергшихся реабилитации, можно увидеть на одном из слайдов представителя «Росатома». Также Евгений Комаров сообщил, что в ходе реализации федеральной программы применялась технология 3D-моделирования. По его мнению виртуальные изображения объектов могут эффективно использоваться для информирования общественности во время общественных мероприятий.

Слайд из презентации Евгения Комарова 

Следующим выступил руководитель проектного офиса «Формирование единой государственной системы обращения с РАО» Госкорпорации «Росатом» Александр Дорофеев. Структура занимается вопросами безопасного удаления РАО из пунктов хранения, подготовкой к захоронению радиоактивных отходов, передачей РАО на захоронение Национальному оператору по обращению с РАО, созданием пунктов захоронения и обращения с «особыми» РАО, отходами с высокими рисками при извлечении.

Дорофеев сообщил о том, что создание единой государственной системы обращения с РАО находится на третьем этапе реализации, добавив что за время ФПЦ ЯРБ-2 было извлечено, переработано, приведено к критериям приемлемости для захоронения и передано на захоронение 22,5 тыс. кубометров радиоактивных отходов. В следующем году ожидается извлечение и передача на захоронение ещё 5,6 тыс. кубометров РАО.

«Наиболее сложная ситуация – с отходами с ПО «МАЯК», чей чрезвычайно сложный химический состав требует большого объема исследовательских и опытно-конструкторских работ. Было очень много накоплено [отходов – прим. «Беллоны»] за время военной программы», – заявил в ходе презентации представитель «Росатома».

В России продолжают выбирать места для захоронения радиоактивных отходов. В 2019 году завершилось строительство первой очереди пункта хранения твердых РАО на ФГУП «РАДОН» в Сергиевом Посаде Московской области. Общий объем пункта долговременного хранения составит 55 тыс. кубометров. В 2020 году завершается строительство пункта захоронения РАО (ПЗРО) в Новоуральске Свердловской области. Там смогут разместить 39,3 тыс. кубометров опасных материалов. В 2021 году в Челябинской области на территории комбината «Маяк» будет построено ПЗРО, где планируется разместить 225 тыс. кубометров РАО. Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами уже получил лицензию на размещение и сооружение подобного объекта.

Слайд из презентации Александра Дорофеева 

Сегодня один из ключевых проектов для «Росатома» – подземная исследовательская лаборатория в Нижнеканском массиве (Красноярский край). «При положительных результатах исследований лаборатория должна плавно перейти в пункт захоронения РАО», – пояснил Дорофеев. На данный момент ведутся оценки безопасности проекта. Специалисты приступают к началу горнопроходческих работ. Согласно презентации Дорофеева, полноценная эксплуатация ПИЛ начнётся в районе 2025 года.

Круглый стол завершился выступлением руководителя проектного офиса «Формирование системы обращения с ОЯТ» Госкорпорации «Росатом» Константина Иванова. Этот проектный офис занимается разделкой отработавших тепловыделяющих сборок, извлеченных из ядерных реакторов, подготовкой их к транспортировке и транспортировкой на хранение или на переработку на ПО «Маяк» или ГХК.

Сегодня с атомных станций вывозится в 2,5 раза больше отработавшего ядерного топлива, чем образуется при работе реакторов. При этом Иванов заметил, что ряд реакторов в нашей стране в данный момент выводится из эксплуатации, что влияет на конечные цифры. В ходе ФЦП ЯРБ-2 «Росатом» разместил на «сухое» хранение на Горно-химическом комбинате около 35% накопленного ОЯТ (на начало 2016 года) с реакторов типа РБМК-1000. Речь идёт об отходах с Ленинградской, Курской АЭС и Смоленской АЭС. Всего за время федеральной программы на хранение переместят 31 104 отработавших тепловыделяющих сборки.

Руководство «Росатома» информирует о создании технологий, при которых не будет сбросов жидких РАО в окружающую среду. Кроме этого, эти технологии повысят экономическую эффективность процесса переработки ОЯТ. Средства на это заложены в федеральную целевую программу.

Слайд из презентации Константина Иванова 

Каждый доклад сопровождался репликами и вопросами специалистов. Член Общественного совета «Росатома» Валерий Меньщиков усомнился в том, что Россия сегодня готова принять дополнительные объемы ОЯТ для переработки, которые могут поступить с атомных станций иностранных государств, где «Росатом» реализует свои проекты и имеет специфические обязательства по контрактам. На что Константин Иванов заметил, что «пока мало кто имеет желание вывозить к нам топливо на переработку, ведь образующиеся высокоактивные отходы мы будем возвращать», но если к нам придёт большой объём отработавшего топлива, то разместить и переработать его будет негде.

В конце круглого стола его участники выразили надежду на то, что федеральная целевая программа будет продолжена, и поблагодарили лекторов за раскрытие подробной информации о том, что происходит с радиоактивными отходами и радиационно-опасными объектами на территории нашей страны. Подобную информационную открытость было сложно себе представить ещё 10 лет назад. Полагаем, что это заслуга Общественного совета «Росатома» и руководителей госкорпорации, принявших решение об усилении информационной открытости атомной отрасли.

Никита Петров (Беллона.Ru)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *