Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами объявил дополнительный тендер в 4,1 миллиарда рублей по строительству объекта под Железногорском (Красноярский край). Речь идет о подземной исследовательской лаборатории. Согласно документам тендера, деньги заложены на строительно-монтажные и горнопроходческие работы для пункта окончательной изоляции.
Поиск локации начался в далеком 1993 году. Изначально рассматривались три территории на Сибирской платформе, Западно-Сибирской плите и Алтае-Саянской орогенической зоне. Анализ геологии, сейсмоактивности и других показателей показал, что стоит остановиться на Южно-Енисейском кряже первой платформы. Было выделено 18 перспективных участков, а после остановились на этом, у Енисея. Ученые сделали ставку на него из-за гнейсового массива — это порода, напоминающая бетоны и похожая на граниты. Тут находится цельный массив длиною в 1,5 километра.
Главная задача лаборатории, пояснял ранее замдиректора Института проблем безопасности развития атомной энергетики Российской академии наук Игорь Линге, — ответить на вопрос: можно ли тут хоронить на века радиоактивные отходы 1-го и 2-го классов. Для этого с момента окончания строительства начнутся масштабные исследования. В первую очередь проверят породу на трещины, наличие воды на глубине. На стены просверленных вглубь стволов будут крепить специальные «памперсы» и смотреть, собирается ли там вода. Также будут мониторить уровень радиации, сейсмику, метеоусловия, газообразование и прочее. На основе показателей должны быть составлены прогнозы на 500 лет и дальше. Именно столько, например, хранятся отходы на других площадках «Росатома».
На время исследований, уверяют специалисты, радиоактивные отходы сюда спускаться не будут. Имитировать, например, температуру нагревания ядерных отходов высшего класса будут специальные приборы.
Ответы на самые тревожные вопросы красноярцев мы собрали в отдельном материале. В частности — что будет представлять собой лаборатория, какие исследования она будет проводить, что туда повезут и откуда в случае удачных опытов.
Если исследования будут положительными, то это будет первый в России пункт для хранения отходов оружейных производств с мониторингом на 500 лет. Сейчас разработку будущих могильников ведут в Германии, Франции, Китае, Японии, Бельгии. Ближе всего к получению лицензии финны, они хотят сделать могильник в скале на острове в Балтийском море.
У нас на строительство, по оценкам железногорского филиала «Росатома», выделили 24 миллиарда рублей. На переделку лаборатории в хранилище понадобится еще 6 миллиардов, а может быть, и больше — время покажет. Это данные 2019 года. После этого изменились цены на металлоконструкции, дерево и другие строительные материалы.
Сейчас в железногорском филиале НО РАО ответили на наши вопросы по поводу текущего состояния строительной площадки. Там пояснили, что на данный момент идет монтаж наземных строений, которые будут выполнять вспомогательную функцию. К горным работам там еще не приступали. Закончили строительство части ЛЭП, идут пусконаладочные работы. Объявление нового тендера там объяснили так:
— Строительство подземного комплекса объекта представляет собой совокупность вертикальных и горизонтальных выработок. В целях создания поземной исследовательской лаборатории (ПИЛ) в 2020 году был заключен государственный контракт на выполнение строительно-монтажных и горнопроходческих работ только части подземного комплекса. В ходе реализации проекта и анализа выполнения задач ПИЛ с участием ИБРАЭ РАН была определена необходимость развертывания и выполнения всего подземного комплекса. В связи с этим, чтобы «запараллелить» работы вертикальных выработок, в 2022 году был объявлен конкурс на выполнение оставшейся части работ по подземному комплексу, — пояснили там.
Если раньше завершить работы планировалось в 2026 году, то сейчас срок переносят предварительно на 2028 год. Причина — в корректировке документации.