В Москве 22 апреля гражданские активисты обнаружили три радиоактивных камня. Опасные предметы лежали прямо на поверхности земли около дома 78а по Каширскому шоссе, «на общедоступной территории». В этом же районе, но с другой стороны шоссе, находится могильник химических и радиоактивных отходов Московского завода полиметаллов, который огорожен.
Замеры, сделанные с использованием сертифицированных приборов, показали, что возле камней радиоактивное излучение на расстоянии в 5 см от них составляет 1.2, 1.5 и свыше 10 мкЗв. На поверхности самого опасного из трех камней радиационный фон составлял 21,4 мкЗв/ч (2140 мкР/ч). От каждого камня шел поток как бета, так и альфа-частиц.
Инженер-физик, эксперт программы «Безопасность радиоактивных отходов» Андрей Ожаровский позвонил в экстренную службу «112» и был вынужден долго объяснять нескольким телефонным операторам, что такое радиация и почему опасны найденные камни. Первыми на место происшествия приехали сотрудники МЧС. Они провели замеры, подтвердили наличие опасных предметов и уехали. Спецлаборатория МЧС приехала еще через час, а потом подъехали сотрудники ФГУП «Радон» (структура Росатома, занимающаяся радиационным контролем).
Около часа сотрудники двух служб фактически бездействовали, ожидая какого-то указания сверху. Лишь когда стемнело, они подошли к месту, где лежали радиоактивные камни, снова сделали замеры, а потом забрали опасные предметы. От звонка в службу «112» до изъятия камней прошло около 4,5 часа.
В разговоре с The Insider Ожаровский подчеркнул, что полиция вообще не приезжала на место происшествия, хотя обычно делает это и иногда проверяет документы у активистов.
Выдвигаются различные версии того, как радиоактивные камни оказались на месте их обнаружения. «Они очень похожи на три образца, которые специально были кем-то отобраны. Можно предположить, что это кто-то избавился от своей «коллекции». Отбирались же образцы, когда завод (полиметаллов) работал?» — пояснил Ожаровский. Сейчас на части территории завода построены новые здания, которые сдаются под офисы.
В пользу этой версии говорит и то, что среди найденных камней, согласно предварительному спектральному анализу, оказался торий. Именно с этим материалом работал Московский завод полиметаллов.
Гражданские активисты следят за радиационной обстановкой в районе дома 78а по Каширскому шоссе уже больше года. За это время там неоднократно находили радиоактивные предметы.
По словам Ожаровского, могильник Московского завода полиметаллов так и не был внесен в специальный реестр опасных объектов. Власти закрывают глаза на эту проблему.
«Тут отдельная претензия к (Сергею) Собянину. Он какое-то время (до того, как его назначили мэром) сидел на этом холме (где находится могильник). Он был председателем совета директоров росатомовского ОАО «ТВЭЛ», — сказал Андрей Ожаровский.
Могильник возле парка «Коломенское» появился в середине XX века. Советское предприятие МЗП выбрасывало отходы в отстойники прямо за забором. К началу 1990-х весь холм, на котором стоит завод, превратился в зараженную зону. Она начинается у забора «Коломенского» и тянется вдоль Москвы-реки до железной дороги Курского направления.
Через могильник проходит отрезок Юго-Восточной хорды от Курьяновского бульвара до Кантемировской улицы длиной около двух километров, включая мост через Москву-реку. Конкурс на стройку этого участка хорды за 24 млрд рублей в апреле 2020 года выиграла компания «Мостотрест» Аркадия Ротенберга.
В докладах московского Роспотребнадзора в 2013-2017 годах говорилось, что на склоне у Москвы-реки захоронено около 60 тысяч тонн радиоактивных отходов (примерно 30 тысяч кубометров). «Радон» же, по условиям контракта на очистку территории, вывез 10 кубометров радиоактивных отходов и 450 кубометров зараженного грунта.