Эксперты, правительственные чиновники и защитники обсуждали в четверг вечером, что делать с радиоактивной водой внутри выведенной из эксплуатации атомной электростанции «Индиан-Пойнт», расположенной в 40 милях к северу от Манхэттена в Нью-Йорке, но новый иск, поданный компанией, контролирующей объект, показывает, что у нее все еще есть план сброса радиоактивных отходов в реку Гудзон.
Судебный иск, поданный компанией Holtec International против штата Нью-Йорк на прошлой неделе, завис над заседанием так называемого совета по надзору за выводом АЭС из эксплуатации. Компания Holtec утверждает, что губернатор Кэти Хочул незаконно отменила федеральный надзор за атомными электростанциями, подписав закон штата, запрещающий сброс радиоактивных отходов в Гудзон.
«Неспособность штата Нью-Йорк уважать федеральный закон и следовать фактам и научным данным по данному вопросу не оставила нам других средств для исправления ситуации, — написал в электронном письме представитель Holtec Патрик О’Брайен. – Принятие законопроекта уже отсрочило запланированное завершение вывода из эксплуатации АЭС «Индиан-Пойнт» еще на восемь лет, что негативно сказывается на желании местного населения увидеть проект завершенным и вернуть собственность в качестве актива для экономического развития региона».
Около 40 протестующих собрались перед началом встречи в здании мэрии Кортландта в округе Вестчестер, держа в руках таблички с надписями «Нет радиоактивным отходам в нашем воздухе и воде» и «Хранить ядерные отходы на месте».
Представители надзорного совета избегали обсуждения иска, ссылаясь на то, что судебное разбирательство еще не завершено. Вместо этого они обсудили альтернативные методы утилизации 1,3 миллиона галлонов воды, часть которой использовалась для охлаждения отработанных топливных стержней.
Вода на станции содержит следы радиоактивного трития. Тритий встречается в верхних слоях атмосферы Земли в естественных условиях, но большая часть трития на поверхности планеты является искусственной и в значительной степени получена в результате испытаний ядерного оружия или реакторов. Тритий также используется в самосветящихся технологиях, включая указатели выхода, светящиеся краски и часы. Тритиевая вода выглядит, имеет вкус и запах, как обычная речная вода, но на 10 % тяжелее.
Когда АЭС «Индиан-Пойнт» работала, станция регулярно сбрасывала тритиевую воду в реку Гудзон. АЭС закрылась в 2021 году, и компания Holtec взяла на себя управление, запустив план по выводу станции из эксплуатации в течение 12 лет стоимостью 2,3 миллиарда долларов.
Однако в прошлом году многие жители окрестностей АЭС выразили тревогу по поводу плана Holtec сбросить в реку еще больше тритиевой воды в рамках процесса вывода из эксплуатации. Они беспокоились о возможном влиянии этого шага на туризм и стоимость недвижимости.
«Сливать отходы в воду — это просто… использовать реку Гудзон в качестве общественного мусорного бака, — говорит Трейси Браун, президент некоммерческой экологической группы Riverkeeper. – Мы все проделали слишком много работы по очистке и улучшению этого водотока, чтобы продолжать вести себя как ни в чем не бывало. Это просто неприемлемо».
На встрече эксперт по ядерной промышленности Арни Гундерсен представил альтернативный вариант обращения с тритированной водой. Он рекомендовал построить три резервуара, окруженные валом, чтобы хранить тритированную воду в части объекта, достаточно прочной, чтобы выдержать землетрясение. Подобный метод был использован на выведенной из эксплуатации атомной станции «Сион» недалеко от Чикаго.
«Неразумно и ненужно спускать эту воду в реку Гудзон, — указывает Гундерсен. – Моя цель — защитить экономику Гудзона, его туристическую индустрию, его сельскохозяйственную жизнеспособность и его население».
Гундерсен добавляет, что тяжелый металлолом с АЭС может быть продан за 100 миллионов долларов.
Бриджет Фраймайр из Комиссии по коммунальному хозяйству штата представила второй вариант утилизации радиоактивной воды. По ее словам, ее можно транспортировать на сертифицированные объекты по грузовикам и железной дороге для дальнейшей обработки, как это было сделано на атомной электростанции Vermont Yankee. Там радиоактивная вода была доставлена на объекты, которые обрабатывают тритированную воду, а затем испаряют ее или затвердевают, чтобы использовать для захоронения.
Местные защитники выступают за хранение воды на станции до 12-летнего периода полураспада, то есть времени, необходимого для того, чтобы тритий распался до половины своего первоначального количества. Они отметили, что план Holtec приведет к тому, что радиоактивная вода будет сбрасываться в те части Гудзона, которые уже являются федеральной сточной ямой. Компания General Electric выбросила в реку Гудзон более 1 миллиона фунтов полихлорированных бифенилов, или ПХБ, за 30-летний период.
Гундерсен указывает, что нет достаточной информации о воздействии на человека и окружающую среду сочетания существующего загрязнения от ПХБ с тритиевой водой. Он отвергает федеральные стандарты оценки безопасного уровня трития как произвольные и не основанные на науке.
Нил Шихан, представитель федеральной Комиссии по ядерному регулированию США, в своем заявлении нивелирует риск сброса воды в Гудзон. «Количество трития, выброшенного в порционные стоки Индиан-Пойнт, после разбавления в реке практически не будет обнаружено», — говорит он.
Райя Солтер, юрист по вопросам охраны окружающей среды в нью-йоркском Совете климатических действий, отмечает, что самые сильные аргументы штата в иске касаются потенциальных экономических последствий сброса радиоактивной воды. Но, по ее словам, «штаты обычно сталкиваются с трудностями, когда речь заходит о федеральных делах, связанных с регулированием ядерной энергетики».