Чехия до сих пор ищет место под пункт захоронения РАО

Чехия до сих пор ищет место под пункт захоронения РАО

Чешская Республика делает большие ставки на атомную энергетику в рамках отказа от загрязняющих окружающую среду ископаемых видов топлива. Но одновременно республика изо всех сил пытается найти ответ на ключевой вопрос: где она будет захоранивать все эти радиоактивные отходы?

Новая долгосрочная энергетическая стратегия правительства Чехии предусматривает добавление до четырех новых реакторов к шести стареющим атомным блокам, которые в настоящее время обеспечивают около 35 процентов электроэнергии страны. Правительство надеется завершить тендер на первый блок в 2024 году.

«Для Чешской Республики или любой страны, расширяющей свой ядерный парк, жизненно важно иметь комплексную стратегию обращения с радиоактивными отходами», — заявляет Милуш Трефанцова, представитель министерства промышленности и торговли Чехии.

Отработавшее ядерное топливо существующих реакторов в настоящее время хранится на двух атомных электростанциях страны, Дукованах и Темелине. Но поскольку страна строит свой атомный парк, ей нужно будет найти новое решение.

В настоящее время Прага спешит ускорить реализацию весьма амбициозного многолетнего плана по строительству глубокого геологического хранилища, в котором высокоуровневые обломки будут погребены на полкилометра под землей в течение следующих 100 000 лет. Финляндия надеется запустить первую в мире подобную установку в ближайшие год-два.

Однако для чехов время истекает, поскольку новые правила ЕС в отношении того, что считается устойчивыми инвестициями, требуют, чтобы новые ядерные проекты получили разрешение на строительство к 2045 году и представили подробные планы хранения высокорадиоактивных отходов к 2050 году, чтобы соответствовать требованиям «зеленой» сертификации.

Эти сроки подстегивают Прагу, которая вместе с единомышленниками из стран ЕС активно лоббировала включение ядерных технологий в список устойчивых инвестиций ЕС.

Чешское правительство уже пытается найти модель финансирования для строительства новых атомных блоков, первый из которых, как ожидается, будет стоить значительно больше, чем первоначальная оценка в 6 миллиардов евро. Неспособность квалифицировать такие проекты как устойчивые инвестиции в соответствии с правилами ЕС сделает их неосуществимыми.

По словам Трефанцовой, строительство глубокого геологического хранилища является «неотъемлемым компонентом» энергетической стратегии страны. Есть планы «ускорить подготовку на 15 лет», добавила она.

Выбор места для захоронения РАО оказался большой головной болью. Необходимо не только провести бесчисленные геологические, гидрологические и другие испытания – правительство также сталкивается с сильным сопротивлением местных жителей, которые опасаются размещать у себя объект по обращению с радиоактивными отходами.

Если бы процесс технической оценки был единственной проблемой, планы можно было бы легко ускорить, но социальный аспект сложнее, говорит Лукаш Вондрович, глава государственного Управления пунктов захоронения радиоактивных отходов.

В настоящее время правительство Чехии отдает предпочтение местам, расположенным рядом с существующими атомными электростанциями, в надежде, что местное сопротивление там будет ниже. Но четыре муниципалитета, включенные в шорт-лист 2020 года, также сопротивляются, обвиняя правительство в плохом планировании и отсутствии связи. Они также говорят, что их опасения по поводу вероятного воздействия на окружающую среду, цены на жилье или туризм игнорируются.

«Муниципалитеты не выступают против ядерной энергетики», — говорит Хана Конвалинкова из неправительственной организации «Платформа против глубокого хранения», в которую входят три из четырех муниципалитетов. «Они понимают, что с отходами нужно бороться, но хотят полной прозрачности и участия».

В рамках законопроекта, направленного на ускорение реализации планов, представленного в парламент Чехии в мае, правительство обязалось предоставить муниципалитетам большее право голоса в этом процессе.

Но НПО весьма скептически относится к этому шагу, заявляя, что законопроект сформулирован расплывчато, и в нем слишком много лазеек, по словам Конвалинковой. Муниципалитеты хотят иметь право наложить вето на любой проект по обращению с ядерными отходами, указывая на Финляндию в качестве примера для подражания.

Потенциальные площадки для финской установки Онкало, которая должна была стать первой в мире для проверки теории о том, что захоронение ядерных отходов глубоко под землей является лучшим решением, имели право наложить вето на проект.

С тех пор, как отдаленный сельский муниципалитет Эурайоки на юго-западном побережье Финляндии согласился принять у себя объект, там, по их данным, увеличилось количество рабочих мест и налоговых поступлений.

Конвалинкова говорит, что Прага пытается убедить четыре муниципалитета в своем шорт-листе в аналогичных преимуществах.

Будущий владелец чешского пункта захоронения РАО также будет зарабатывать 4 миллиона крон (168 000 евро) в год, плюс 10 000 крон в виде государственных субсидий за каждый кубический метр захороненных радиоактивных отходов.

Но власти Чехии опасаются давать населенным пунктам возможность блокировать решения. Трефанцова заявляет, что правительство «не может гарантировать право вето».

Прага, похоже, полна решимости двигаться вперед: теперь министерство заявляет, что надеется, что место будет найдено к концу десятилетия. Все подготовительные и строительные работы, вероятно, должны быть завершены к 2050 году, чтобы соответствовать требованиям таксономии ЕС.

Трефанцова отмечает, что на строительство финского проекта Онкало ушло 27 лет, но предлагает Праге продолжить попытки убедить Брюссель предложить гибкость в установленные сроки.

Тим Гослинг (Politico)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *