Специалисты атомной отрасли России и Японии согласовали практические шаги, необходимые для осуществления обмена результатами экспериментов по обезвреживанию опасных радиоактивных отходов, сообщила пресс-служба компании госкорпорации «Росатом» АО «Техснабэкспорт».
В марте нынешнего года в Москве, Обнинске (Калужская область) и Димитровграде (Ульяновская область) состоялись консультации специалистов «Росатома» и его организаций с представителями Агентства по атомной энергии Японии. «В ходе консультаций стороны согласовали практические шаги, необходимые для осуществления обмена результатами экспериментов по трансмутации минорных актинидов в быстрых реакторах и на критических стендах», — говорится в сообщении.
Россия и Япония в рамках прошедшего в сентябре 2017 года Восточного экономического форума во Владивостоке подписали меморандум о совместных работах в области технологий, направленных на уменьшение опасности радиоактивности отходов. Тем самым стороны выразили намерение сотрудничать в области продвижения инновационных энергетических технологий при обращении с радиоактивными отходами, что является одной из важнейших проблем в современной атомной энергетике.
В работающем в ядерных реакторах топливе накапливаются так называемые минорные актиниды — долгоживущие радиоактивные изотопы америция, кюрия, нептуния. Они вносят главный вклад в высокую радиоактивность отходов, остающихся после переработки отработавшего ядерного топлива, и поэтому, как считают специалисты, необходимо создавать промышленные технологии их обезвреживания.
Эффективно перерабатывать минорные актиниды можно с помощью так называемой трансмутации — «пережигания» наиболее опасных радионуклидов в ядерных реакторах на быстрых нейтронах или с помощью ускорителей.
Как сообщалось ранее, «Росатом» уже приступил к освоению ряда технологий обезвреживания минорных актинидов. По программе инновационного развития «Росатома», на рубеже 2020-х годов должны быть предложены основные способы их трансмутации, а также их расчетно-экспериментальное обоснование на таких установках, как комплекс быстрых физических критических стендов (БФС, работает в Физико-энергетическом институте имени Лейпунского в Обнинске, Калужская область) и реактор БОР-60 (работает в Научно-исследовательском институте атомных реакторов в Димитровграде), сообщает РИА Новости.
Впрочем, далеко не все считают такой подход перспективным. «Не стоит забывать, что кроме минорных актиноидов в РАО и ОЯТ содержатся сотни других изотопов, а такие долгоживущие радионуклиды как технеций-99 и йод-129 (с периодом полураспада 211 тыс. лет и 15,7 млн лет соответственно) даже при многократной трансмутации не могут быть на 100% переведены в короткоживущие или стабильные изотопы», — отмечает представитель программы «Безопасность РАО» Российского социально-экологического союза (РСоЭС) Андрей Ожаровский. — Таким образом, технология «выжигания» в реакторах или «трансмутации», если она будет разработана, даже в теории не сможет перевести все радиоактивные отходы в менее опасные формы».