После взрыва с выбросом радионуклидов на военном полигоне под Северодвинском Росатом займется утилизацией радиоактивных отходов. Об этом вчера заявил президент Российской академии наук Александр Сергеев, сообщает Интерфакс.
Президент РАН заявил, что меры по ликвидации радиационно опасных объектов в Северодвинске будут предприняты. По его словам, уровень радиации после взрыва на военном полигоне недалеко от Неноксы входит в норму.
Напомним, что после взрыва на военном полигоне под Северодвинском 8 августа показатели радиации в 150 метрах от понтонов на морском берегу достигали 750 микрорентген в час, сообщали местные журналисты. Через несколько дней показатели снизились до 70-186 микрорентген в час.
Информацию об утилизации понтонов подтвердил и губернатор Архангельской области Игорь Орлов. На своей странице в соцсети он написал:
— По итогам инцидента в районе села Нёнокса, правительством Архангельской области во взаимодействии с представителями компетентных структур и научного сообщества были организованы и проведены все необходимые лабораторные исследования морской воды, почвы и растительности, которые однозначно подтверждают, что никаких угроз здоровью населения и окружающей среде не существует.
Кроме того, разработан комплекс мероприятий, который включает в себя, во-первых, демонтаж и вывоз для утилизации технологического оборудования, а во-вторых, снятие с мели и транспортировку для утилизации самих понтонов. Все заинтересованные стороны приступили к выполнению работ.
Напомним, что после аварии на военном полигоне в Архангельской области сразу пять мониторинговых станций России, следящих за уровнем радиации, перестали передавать данные. Если соединить эти точки на карте, получится линия от запада на восток, параллельная Транссибирской магистрали.
В Организации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ОДВЗЯИ) рассказали, что перестали поступать данные из Дубны, Кирова, Билибино (Чукотский АО) и Залесово (Алтайский край). Позже появилась информация о сбоях на станции в Пеледуе (Якутия).
Слухи о катастрофических последствиях аварии стали распространяться из-за режима особой секретности вокруг военных испытаний. Одновременно с рапортом военного руководства о том, что «никакой угрозы нет», местные рассказывают, что их просят воздержаться от рыбной ловли.
Ситуацию с неизвестностью и неопределенностью вокруг реального воздействия на окружающую среду и здоровье людей инцидента на полигоне в Нёноксе прокомментировал эксперт программы «Безопасность радиоактивных отходов» Российского социально-экологического союза Андрей Ожаровский:
— Мне не очень интересно обсуждать, что там произошло, военные имеют право на свои секреты. Но сбылось то, о чем я говорил: иностранные разведки намного лучше осведомлены. Мы говорим сейчас об американских сообщениях: они ссылаются на свою разведку, опубликованы фотографии стартовой позиции и в Нёноксе, и в Новой Земле, и на других полигонах.
То есть военные разведки все знают, а мы, гражданские специалисты, не понимаем, какие радионуклиды вышли в окружающую среду, от чего там погибли люди, какая угроза для врачей, какая угроза для жителей Архангельской области и других регионов страны. Все это печально.
В задачу военных разведок других стран не входит информирование гражданского общества. Я повторю: разведки все знают, они не будут ничего говорить, чтобы не раскрывать свои возможности, не раскрывать свою агентуру. И мы остаемся зависимыми от российских властей.
Погодите, это же ненормальная ситуация: по закону Российской Федерации информация о воздействии на окружающую среду не может быть засекречена ни при каких условиях – неважно, военные штучки испытывались, мирный реактор взорвался, как в Чернобыле. Поэтому мы видим ситуацию нарушения действующего российского законодательства, и все эти надежды на зарубежную помощь – они просто от беспомощности нашей.