Вечером 20 ноября из Амстердама в Санкт-Петербург отправилось судно «Михаил Дудин», на борту которого находятся 80 контейнеров с урановыми «хвостами». Их погрузку запечатлели активисты Greenpeace Германии.
Как сообщили «Уралинформбюро» в пресс-службе организации, у общественников возникли вопросы в безопасности подобной транспортировки отходов подобного типа: 40 контейнеров были закреплены на палубе только усиленными ремнями. Тем более морская перевозка контейнеров с обедненным гексафторидом урана провоцирует дополнительные неоправданные риски.
Поезд с 600 тонн урановых «хвостов» прибыл в Амстердам с предприятия компании Urenco в Гронау (Германия) 20 ноября. В пути его на несколько часов задержали экоактивисты. На следующий день контейнеры погрузили на судно, зарегистрированное в Панаме. В городе на Неве груз ждут 26 ноября.
Главный вопрос, которым задаются экологи, почему Германия не занимается утилизацией урановых «хвостов» у себя?
«Чем больше подробностей об экспорте урановых «хвостов» с завода в Гронау в Россию мы узнаем, тем больше становится ясно, что федеральному правительству Германии необходимо срочно наложить вето на дальнейший экспорт. Компания Urenco, а также энергетические концерны RWE и EON ответственны за эту попытку дешево избавиться от отходов обогащения урана, которые фактически являются радиоактивными отходами», — отметил Матиас Айкофф из Aktionsbündnis Münsterland gegen Atomanlagen.
За последние без малого 30 лет в Россию ввезено свыше 100 тысяч тонн урановых «хвостов». В последнее время объемы возрастают и могут достигать уже порядка 1 миллиона тонн. При этом низкое содержанием урана-235 делает переработку таких отходов экономически невыгодной. Между тем в госкорпорации «Росатом» утверждают, что таким образом завозят сырье для обогащения и дальнейшего экспорта.
Стоит отметить, что, согласно заявлениям экоактивистов, в 2019 году Уральскому электрохимическому комбинату (Новоуральск) было отправлено около 3 600 тонн уранового сырья, сообщает «Уралинформбюро».