В седьмую секцию пункта финальной изоляции трансурановых радиоактивных отходов WIPP в штате Нью-Мексико помещён последний контейнер. Теперь эта секция будет закрыта, а дальнейшее размещение начнётся в открытой новой секции №8.
Напомним, WIPP (Waste Isolation Pilot Plant) — единственный в США пункт финальной изоляции трансурановых радиоактивных отходов, преимущественно образованных в результате оборонных программ. Основная часть этих отходов – это отходы низкого и среднего уровня активности, такие как упакованные в контейнеры одежда, инструменты, остатки, мусор, почва и другие предметы, загрязненные небольшим количеством плутония и других трансурановых элементов.
Контейнеры с радиоактивными отходами размещаются в WIPP в секциях, каждая из которых имеет длину 91 метр, ширину 10 метров и высоту порядка 4,5 метров. Эти секции размещаются в подземных соляных породах на глубине около 600 метров под землёй, и для создания каждой из них приходится поднять на поверхность почти 160 000 тонн соли (которая впоследствии также вовлекается в хозяйственный оборот).
Всего в комплексе WIPP постепенно было заполнено 7 таких секций. Обычно на заполнение каждой секции уходил срок 2-3 года, но работы с секцией №7 значительно затянулись в связи с аварией 2014 года и длительными работами по её ликвидации.
20 октября 2022 года было объявлено, что секция №7 окончательно заполнена. Всего в ней размещено более 20 тысяч контейнеров с РАО. Уточняется, что наиболее распространёнными из них являются контейнеры объёмом по 55 галлонов (приблизительно 0,2 кубометра), которых имеется порядка 13 тысяч единиц.
Как отметил президент и руководитель проекта Nuclear Waste Partnership, в рамках которого осуществляется управление WIPP, Шон Дунаган, завершение работ в секции №7 примечательно, помимо прочего, еще и потому, что окончательное заполнение этой секции и установление на ней необходимых барьеров сделает возможным работу персонала WIPP в зоне, свободной от радиоактивного загрязнения.
Далее размещение трансурановых отходов в WIPP будет проводиться в новой секции №8. Её разработка началась ещё в 2013 году, но после двух инцидентов в 2014 году на соседней секции №7 работы были приостановлены. Работы на этой секции возобновились в 2018 году и были завершены в октябре 2021 года. В августе 2022 года секция №8 получила официальную сертификацию от Департамента окружающей среды штата Нью-Мексико. По первоначальному плану секция №8 должна была стать последней, но рассматривается возможность строительства ещё двух секций.