Компания «МЭТР» является генеральным проектировщиком технико-экономического обоснования проекта вывода из эксплуатации реакторной установки на быстрых нейтронах БН-350 в городе Актау (Казахстан). На стадии ТЭО компании удалось избежать некоторых острых углов и вопросов, но на следующих стадиях проектирования могут возникнуть трудности с защитой в экологической экспертизе (ОВОС), поскольку у местных надзорных органов есть вопросы по уровню радиационной опасности объекта, рассказала в интервью порталу «Атомная энергия 2.0» исполнительный директор компании «МЭТР» Лада Якубович:
— Лада Олеговна, каковы основные компетенции и направления деятельности компании “МЭТР”?
— У компании «МЭТР» уже довольно долгая профессиональная история. С 1992 года мы являемся проектно-инжиниринговой компанией в области энергетических технологий и разработок. Наша сфера интересов распространяется на атомную и традиционную энергетику, переработку радиоактивных отходов АЭС и научных исследований в этой области. Мы специализируемся на разработке сложных и уникальных проектов всех стадий проектирования. Разработка ТЭО, предпроектных стадий, СТУ, НИР, ОКР, НИОКР. Высокие компетенции наших экспертов позволяют проводить аудит уже разработанных проектов и рабочей документации. Оказываем поддержку прохождения государственной экспертизы, взаимодействие с органами государственной власти. В этом направлении и планируем продолжать работу.
— Расскажите, пожалуйста, про вывод из эксплуатации реакторной установки БН-350 в Казахстане. Мы давно наблюдаем за судьбой этого проекта, какая ваша роль в нем?
— Так сложилось, что мы исторически связаны с РУ БН-350. МЭТР является генеральным проектировщиком технико-экономического обоснования (ТЭО) Проекта вывода из эксплуатации реакторной установки на быстрых нейтронах БН-350 в городе Актау Мангистауской области. В 2021 году мы успешно защитили ТЭО, получили положительное заключение Государственной вневедомственной экспертизы проектов РГП «Госэкспертиза» Республики Казахстан. Это уникальный и технически сложный проект. Мы приобрели богатый опыт, как в части разработки самого ТЭО и его защите, так и совместной работе с Заказчиком ТОО «МАЭК» (ранее ТОО «МАЭК- Казатомпром») и самой экспертизой Казахстана. Следует отметить, что и для специалистов РГП «Госэкспертизы» Республики Казахстан проведение данной экспертизы ТЭО оказалось самой трудной задачей за последние десять лет из-за сложности, уникальности и атомной тематики объекта.
— В чем заключается уникальность и техническая сложность разработанного вами ТЭО? Какие новые решения компания “МЭТР” применила при его создании?
— ТЭО действительно уникально не только для Казахстана, но также для России и мирового опыта по выводу из эксплуатации реакторов на быстрых нейтронах. Даже на сегодняшний день в России и за рубежом нет ни одного проекта по выводу из эксплуатации реакторов на быстрых нейтронах, прошедших госэкспертизу, который можно было бы сравнить с проектом вывода из эксплуатации РУ БН-350 по глубине проработки всех технических задач максимального уровня сложности. Достаточно сказать, что объем работ настолько велик, что в ТЭО предусмотрено разделение строительства на 5 очередей. Перед проектировщиками была поставлена задача, чтобы затраты на вывод из эксплуатации РУ БН-350 были значительно ниже оценок зарубежных фирм по подобным проектам, при строгом приоритете радиационной безопасности персонала и населения. Эта задача была успешно решена. Специфика РУ БН-350, как наследия прошлого, значительно отличает установку от подобных установок, созданных в более позднее время, поэтому РУ-БН-350 не имеет в своем составе оборудования, необходимого для обращения с радиоактивными отходами при его выводе из эксплуатации. Это потребовало разработку в проекте сотни новых сложных и уникальных технологий по обращению с твердыми и жидкими радиоактивными отходами разного уровня активности – начиная с переработки радиоактивного натрия и кончая реабилитацией территории. Уникальным является календарный план строительства, так как максимально учитывает синхронность строительства новых объектов, реконструкцию существующих и параллельные работы по обращению с радиоактивными отходами. В результате тщательной проработки всех процессов в ТЭО выполнение всех работ по выводу из эксплуатации РУ БН-350 предусматривается в течение 10 лет. И эти сроки можно назвать рекордными.
Я упомянула выше, что мы исторически связаны с РУ БН-350, поскольку именно под управлением нашей компании с 2001 про 2010 год разрабатывались отдельные проекты по выводу из эксплуатации РУ БН-350, на основе которых уже к 2021 году, по требованию регулирующих органов Казахстана, было разработано комплексное ТЭО. Под управлением МЭТР работали несколько проектных, изыскательских и научно-исследовательских организаций России и Казахстана, том числе атомный институт ВНИПИЭТ, НИТИ им. А.П. Александрова, НЯЦ РК и многие другие. Это был фундаментальный труд, в котором участвовали сотни проектировщиков ,ученых и конструкторов. Неоднократно проводились круглые столы и дискуссии с МАГАТЭ. Мы очень гордимся нашей командой управления и специалистами.
— Как вы оцениваете утвержденную стоимость Проекта по выводу из эксплуатации РУ БН-350 в сравнении с мировым опытом?
— Защищенный бюджет Проекта вывода из эксплуатации РУ БН-350 составил 115 миллиардов тенге, около 250 млн долларов, что на самом деле значительно ниже бюджетов аналогичных зарубежных проектов. При этом радиационная опасность объекта доведена до минимума.
Затраты на вывод из эксплуатации зависят от многих факторов и по международным оценкам могут составлять 20-30% от стоимости нового строительства (в нашем случае от стоимости РУ БН-350, если бы ее пришлось строить заново). По данным Госкорпорации «Росатом, стоимость блока атомной станции с РУ БН-350 ( похожей) с имеющейся уже на площадке инфраструктурой составляет 2 млрд долларов. В пересчете на мощность РУ БН-350 составит 1 млрд долларов и 25 % – 250 млн долларов, соответственно, защищенный бюджет на вывод из эксплуатации.
Для сравнения:
- Германия – блок с реактором PWR мощностью 1200 МВт, отсроченный демонтаж 429 млн долларов,
- Бельгия – блок с реактором PWR мощностью 1200 МВт, отсроченный демонтаж – 496 млн долларов.
При этом, необходимо учитывать важное обстоятельство. Все рассмотренные выводимые из эксплуатации атомные станции уже имеют в своем составе установки по переработке жидких и твёрдых радиоактивных расходов, хранилища для них, а для РУ БН-350 их приходится создавать заново – 2,3,4 очереди строительства, что составляет более 50 % капзатрат. В соответствии с основными нормативными документами по выводу из эксплуатации атомных объектов – переработка натрия, переработка накопленных ЖРО и ТРО не входят в работы по выводу из эксплуатации, а входят в подготовительный период к выводу из эксплуатации.
Вывод из эксплуатации (по нормативным документам) применительно к РУ БН-350 – это 5-я очередь строительства, капзатраты на которую составят менее 100 млн долларов, что значительно ниже издержек рассмотренных выше объектов (10% от стоимости строительства БН-350).
Из этого следует сделать выводы, что все технические решения, заложенные в ТЭО, соответствуют Основным положением проекта вывода из эксплуатации РУ БН-350, утвержденные в 2003 г. Министерством энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан, нормам безопасности и рекомендациям МАГАТЭ, а издержки существенно ниже европейских и мировых решений.
— В целом, как вы оцениваете ваш опыт работы с Казахстаном и заказчиком. Какие сложности возникли, все ли получилось, как планировали. Продолжите ли сотрудничество?
— Были, конечно, свои сложности. В любом проекте, особенно таком крупном, есть ожидаемые риски, а также сторонники и противники проекта. Я, как руководитель ТЭО РУ БН-350, могу отметить, что очень много зависит от слаженной работы всех заинтересованных сторон, особенно Заказчика. Наш Заказчик — Государство Республики Казахстан — сначала Самрук-Казына, далее Министерство энергетики Казахстана. Это республиканский бюджет, внимание со всех сторон очень пристальное. Основная сложность – это безусловно отсутствие в Республике Казахстан нормативной базы по выводу из эксплуатации атомных объектов. Нормативной базы, на сегодняшний день, в полном объеме нет и в России. У Казахстана на текущий момент РУ БН-350 – единственный промышленный атомный объект, введенный в эксплуатацию во времена СССР в 1973 году –наследие прошлого, он был остановлен в 1998 году. Поэтому, в период с 1998 года по настоящее время новые кадры для атомной энергетики не формировались, национальная нормативная база в области атомной энергетики в требуемом объеме не создавалась. Это привело к значительным трудностям при разработке и особенно при защите ТЭО в Госэкспертизе Казахстана. По требованию Госэкспертизы Казахстана, пришлось глубину проработки технических вопросов в ТЭО выполнить на уровне стадии проектирования. В результате, объем ТЭО вылился в тысячи страниц и вникнуть в его научную составляющую за сроки, предоставленные по закону Казахстана на экспертизу, специалистам экспертизы было практически невозможно. Именно по этой причине экспертиза затянулась почти на целый год. По сути, мы защитили Проекты четырех очередей строительства.
По поводу дальнейшего сотрудничества пока не могу ответить, но мы всегда готовы поучаствовать и помочь. Тем более научные разработки по проекту являются интеллектуальной собственностью МЭТР, а Каспийское море, вблизи которого размещена РУ БН-350 – наше общее море и мы очень беспокоимся за его экологическую безопасность.
— Как вы оцениваете будущее проекта по выводу из эксплуатации РУ БН-350 в Казахстане? Какие дальнейшие планы у компании “МЭТР”?
— Будущее проекта, по нашему мнению, зависит от множества факторов. Помимо финансирования, мы как разработчики можем и должны отметить возможные будущие риски, а именно в разработке и согласовании нормативов для проектирования и последующего строительства. Мы полагаем, что на следующих стадиях проектирования могут возникнуть трудности с защитой в экологической экспертизе (ОВОС). На стадии ТЭО нам удалось избежать некоторых острых углов и вопросов, но на стадии ОВОС такого чуда не случится. Есть вопросы по уровню радиационной опасности объекта, у СЭС Астаны было много вопросов. Отсутствуют, в требуемом объеме, нормативы для изыскательских работ. В ТЭО предложена разработка Специальных Технических Условий (СТУ), которые, по сути, смогут заменить все недостающие нормативные документы. В разработке СТУ могла бы принять участие наша компания. Мы читали, что Росатом организовывал тендер на исследование нормативной базы Республики Казахстан, чтобы помочь вывести БН-350 из эксплуатации. Мы будем рады помочь, поскольку нами уже эти исследования сделаны в процессе работы с ТЭО. Дело за разработкой нормативов (либо СТУ) – с удовольствием поучаствуем, если позовут.
Отдельно отмечу, что в ТЭО тщательно продуманы и предусмотрены все затраты. Стоимость проектных и изыскательских работ составила 10% от общего бюджета, что позволит привлечь специалистов высокого уровня и исполнителей для дальнейшего проектирования. В том числе, предусмотрена стоимость на разработку СТУ и сопровождение проекта со стороны Заказчика, что немаловажно. Как упомянула выше, в атомной отрасли в Казахстане новые кадры не формируются, поэтому видим необходимым привлечь стороннюю команду для оценки принимаемых работ, подготовке исходно-разрешительной документации, согласованию и взаимодействию с органами власти. Это именно та часть работ, которую должен контролировать Заказчик.
Планы МЭТР – быть полезными своей стране и атомной отрасли в целом. Делиться опытом, сотрудничать, заниматься научными исследованиями и проектами в России, а также в других странах.