Российские ученые предлагают вернуться к рассмотрению возможности захоронения радиоактивных отходов (РАО) 3-го и 4-го классов в свободном пространстве действующих и отработавших шахт, сообщается в журнале Томского политехнического университета (ТПУ) «Известия ТПУ. Инжиниринг георесурсов».
Как отмечается в исследовании ученых из РФЯЦ-ВНИИТФ (Снежинск), Научно-исследовательского ядерного университета (Москва), Института горного дела УрО РАН (Екатеринбург) и АО «НИКИЭТ им. Н.А. Доллежаля» (Москва), возможность захоронения РАО в шахтах рассматривали во времена СССР, однако, после распада эти работы замедлились. Ряд стран использует отработавшие шахты для хранения РАО, при этом в России захоронение низкоактивных РАО допускается только в открытых шахтах, функционировавших ранее или целенаправленно подготовленных.
По мнению выступивших с этой инициативой ученых, развитие атомной энергетики в России с введением до 2035 года 12,2 ГВт мощностей новых энергоблоков АЭС требует соответствующего внимания к обращению с РАО разного уровня активности. А в связи с накопленными и прогнозируемыми объемами РАО 3-го и 4-го классов и ограниченными возможностями строящихся пунктов их захоронения следует рассматривать возможность использования отработавших горных выработок, расположенных вблизи мест их образования.
«В РФ первый приповерхностный пункт захоронения твердых (ППЗРО) РАО 3-го и 4-го классов емкостью 23,5 тыс. куб. м построен в районе Новоуральска, в эксплуатации он находится с 2016 года. Два ППЗРО около Озерска (емкостью до 200 тыс. куб. м) и Северска (емкостью до 150 тыс. куб. м) находятся в стадии строительства. Пунктов захоронения твердых РАО 1-го и 2-го классов в России нет. Строящиеся пункты захоронения РАО позволят захоронить только часть существующих и прогнозируемых твердых РАО 3-го и 4-го классов. Поэтому для захоронения оставшихся следует искать иные решения», — говорится в исследовании.
При этом ученые считают нецелесообразным захоранивать РАО в затопленных шахтах из-за экономической и экологической составляющих. Один из вариантов — направить внимание на действующие горнодобывающие производства, на которых образовались свободные выработки, изолированные от остального производства, но обеспеченные всей необходимой инфраструктурой.
Ученые приводят в качестве примера рудники ПАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» (ППГХО, структура Росатома, один из крупнейших в мире производителей урана), отработанные и свободные выработки которых составляют 1,5 млн куб. м. «Захоронение в них (в отработанных камерах ППГХО — ИФ) РАО 3-го и 4-го классов не повлияет на радиационную обстановку в местах проведения основных работ, так как мощные слои горной породы обеспечат надежную радиационную защиту», — отмечается в исследовании.
Вместе с тем ученые подчеркивают, что необходимы предварительные анализы социальных и юридических вопросов, так как горнодобывающие предприятия и пункты захоронения РАО эксплуатируются по разным нормам и правилам, а их совместная эксплуатация на одном предприятии «неизбежно внесет свои особенности».
При выборе действующих шахт для захоронения РАО необходимо учитывать ряд факторов, в том числе, что для захоронения РАО в шахтах необходима инфраструктура (электроснабжение, вентиляция, водоотлив и спуск/подъем — ИФ). Наиболее подходящим вариантом, по мнению ряда ученых, для захоронения являются действующие шахты, ресурс которых в скором времени будет истощен. Кроме того, для возможного захоронения надо учесть уровни влаги, проблемы деформирования горных массивов, площади шахт и другие факторы.
«Для того, чтобы использовать подземные выработанные пространства для захоронения РАО, необходимо на первом этапе определить условия их захоронения, а затем под эти условия подбирать горные предприятия, которые находятся на заключительном этапе своей эксплуатации и в стадии доработки своего ресурса. После согласования всех условий в шахте по специальным проектам можно создать особенные очистные выработанные пространства, которые будут превышать объемы штреков и квершлагов. С учетом допустимых условий захоронения РАО и состояния шахт пригодных объектов и мест для захоронения может оказаться немного», — говорится в статье.
Отмечается, что у российских специалистов есть успешная практика захоронения РАО в шахтах. Речь идет о захоронении отходов ядерной деятельности, оставшихся после завершения программы испытаний ядерного оружия на бывшем Семипалатинском полигоне в Казахстане.
Для возможной реализации идеи по захоронению РАО в шахтах, по мнению ученых, на первом этапе необходима инвентаризация архивов выполненных работ. В дальнейшем следует сосредоточить усилия на использовании отработавших и свободных горных выработок. Также следует рассмотреть целесообразность создания в действующих шахтах специальной выработки для захоронения отходов, что, возможно, будет экономически выгодно. При этом особое внимание следует обратить на работу с населением, мнение которого может преобладать над всеми остальными условиями.