Английские экоактивисты утверждают, что жители деревень, живущих поблизости от гигантского ядерного объекта, известного в Великобритании как «ядерная Нарния», подверглись нашествию стай «радиоактивных» кошек.
Бездомные кошки, бродящие по ядерному полигону Селлафилд на побережье Камбрии, представляют опасность, потому что они «буквально гадят плутонием», утверждают участники кампании против ядерного оружия.
Колония одичавших кошек выросла после того, как рабочие крупнейшего в Европе ядерного объекта Селлафилд кормили их объедками и десятилетиями укрывали под теплом гигантских паровых труб.
Но местные протестующие обрушились на руководителей стройки за то, что они якобы поставили под угрозу близлежащую деревню Сискейл, расположенную менее чем в трех милях.
Группа под названием Radiation Free Lakeland (RAFL) утверждает, что проконсультировалась с экспертами и обнаружила, что в фекалиях кошек содержатся заметные следы плутония и цезия.
Эта теория решительно опровергается начальством Селлафилда, которое утверждает, что бродячие кошки, которых местные жители прозвали «атомными котятами», не представляют опасности для населения.
Однако в распоряжении MailOnline оказались документы, подтверждающие, что некоторым из 11 000 сотрудников Селлафилда угрожают дисциплинарными взысканиями, если они будут кормить кошек, поскольку это побуждает их собираться вокруг офисов.
Это произошло после того, как на этой неделе в Селлафилде была поднята тревога после сообщений о том, что его взломали кибергруппы, тесно связанные с Россией и Китаем.
Официальные лица утверждают, что не знают, когда сайт был впервые взломан, но столкнулись с «спящими» вредоносными программами, которые могут использоваться для шпионажа или атаки на системы, еще в 2015 году.
Неясно, присутствует ли эта вредоносная программа в компьютерных системах до сих пор, а ее существование, как утверждается, скрывается высокопоставленными сотрудниками.
Ядерный объект имеет важное значение для Великобритании с момента его строительства во времена гонки вооружений холодной войны.
В 1947 году он был использован для разработки ядерного оружия и производства плутония.
В Селлафилде также находилась первая в мире полномасштабная коммерческая атомная электростанция «Колдер Холл», которая была введена в эксплуатацию в 1956 году и прекратила производство электроэнергии в 2003 году.
Однако после пожара в Уиндскейле в 1957 году, ставшего одним из самых страшных ядерных инцидентов в Европе, произошла катастрофа, которая имела серьезные экологические последствия: шлейф токсичного дыма распространился по всему континенту.
Это привело к тому, что все коровье молоко в радиусе 200 квадратных миль от объекта было признано радиоактивным.
С тех пор на площадке постоянно ведется работа по поддержанию безопасности объекта и локализации остатков токсичных отходов. Ожидается, что площадка будет работать как минимум до 2130 года.
На объекте работает 11 000 человек, есть собственная железная дорога, сеть автомобильных дорог, прачечная для обычной и потенциально радиоактивной одежды, а также собственная полиция с более чем 80 собаками. На территории объекта находится почти 1 000 зданий.
«Попасть в Селлафилд — все равно что попасть в другой мир: это как ядерная Нарния, только вы не проходите через шкаф, а проходите через контрольно-пропускные пункты, где патрулирует полиция с оружием», — рассказал The Guardian один из высокопоставленных сотрудников.
Учитывая эту историю, слухи о так называемых «атомных котятах» вызвали ожесточенные местные дебаты.
Одни верят в угрозу, другие считают, что это басня, призванная держать людей подальше от опасного места.
О предполагаемой опасности, исходящей от кошачьих, заявила группа RAFL, которая утверждает, что образцы кошачий фекалии были проанализированы экспертом по радиоактивному загрязнению.
Представитель группы RAFL Марианна Биркби назвала эту проблему «постоянной», заявив, что «кошек, которые какают плутонием, в буквальном смысле слова, возвращают в семьи».
Миссис Биркби говорит:
«Проблема кошек в Селлафилде существует уже несколько десятилетий. Этот объект намного больше, чем все близлежащие города и деревни.
Селлафилд «отдавал» кошек в приюты (за счет Селлафилда) для передержки.
В «Селлафилде» говорят, что кошек, которых отдают на передержку, проверяют на радиацию, сканируя внешнюю поверхность клетки.
Наши собственные более интенсивные лабораторные исследования кала, взятого у двух кошек в приюте для животных, показали, что у кошки А был лишь ожидаемый пик содержания свинца-210, продукта распада радона».
У кошки B, напротив, были обнаружены небольшие, но заметные следы Pu-239 и Cs-137. Допустимо ли, чтобы цезий и плутоний присутствовали в любом количестве в кошках, переданных семьям из Селлафилда?
Всего несколькими годами ранее в Селлафилде была выбракована семья косуль, попавших в ловушку расширенных ограждений ядерного объекта, и это несмотря на то, что участники кампании призывали не строить новых внешних ограждений из-за опасности, которые они несут животным.
После уничтожения косуль в Селлафилде проверили туши в качестве «биоиндикаторов» на содержание радионуклидов — несмотря на то, что эти животные никогда не заходили на территорию ядерного объекта и, в отличие от кошек, отданных на передержку, никогда не обнимались с детьми.
Кошки из Селлафилда, которые, как известно, содержат следы радиации, включая плутоний и цезий, оставшиеся после их жизни на самом радиоактивном объекте в Европе, никогда не должны были быть отданы в семьи.
Это нелепость, что Селлафилд выбраковывает местных диких животных на территории и за ее пределами, чтобы предотвратить утечку радионуклидов».
В Селлафилде настаивает, что кошки были проверены и не имеют радиоактивных экскрементов.
Представитель компании заявил:
«У нас нет причин полагать, что эти кошки представляют какую-либо опасность для их новых хозяев, и мы не видели ничего, что подтвердило бы наличие каких-либо опасений для кошки или ее владельца».
Однако руководство предупредило персонал о необходимости перестать кормить кошек.
Это произошло после того, как колония стала настолько большой — в ней насчитывалось до 100 животных, — что была запущена программа по массовому возвращению животных, в которой приняли участие несколько приютов для кошек в западной Камбрии.
В 2019-2020 годах более 70 кошек из Селлафилда были отправлены в приюты, где их социализировали и отправили в семьи в Камбрии.
По прибытии в приюты их проверяли на радиацию, а также на наличие блох, сообщает ITV.
Расширение кошачьей колонии произошло благодаря тому, что работники Селлафилда подкармливали их и поощряли присоединяться к растущей кошачьей стае.
В ответ на запрос о свободе информации компания заявила:
«Полученные в ходе этой операции знания будут доведены до сведения сотрудников, чтобы обучить их и предотвратить повторение подобной ситуации. Сотрудники, которые проигнорируют совет не кормить кошек, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности».
Такой обмен мнениями между сотрудниками только укрепил мнение местных жителей по данному вопросу.
Пенсионер Алан Моссоп, 64 года, говорит:
«Я проработал здесь 40 лет и знаю, что кошки были здесь почти все это время, если не все. Я не помню, чтобы их было так много, и они жили под большими паровыми трубами, где было тепло. Они всегда бродили по окрестностям, но я никогда не слышал, чтобы они представляли для кого-то опасность, они просто жили своей жизнью. Я никогда не видел их в зоне работ и уверен, что многие люди в округе даже не подозревали о существовании кошек на стройке».
В деревне Сискейл, ближайшем к объекту населенном пункте, кошек иногда видят в поисках пищи в зимние месяцы.
Мама Фрэнки Стюарт, 28 лет, утверждает, что кошки выглядят «худыми и больными».
Она говорит:
«Если они заражены плутонием, то это не очень хорошо, потому что они приходят в деревню. Есть кошки, которые ловят, убивают, снимают шкуру с птицы или мелкого животного и относят тушку обратно в Селлафилд к свои котятам. Они худые и выглядят больными, поэтому меня это очень беспокоит, потому что я страдаю эпилепсией, которая, как я всегда думала, может быть как-то связана с тем, что я нахожусь так близко к ядерному объекту. Большинство людей даже не подозревают о существовании там стаи кошек, но они живут там уже много лет и выходят в общество».
По словам другого жителя деревни, кошки охотнее приходят в такие деревни, как Сискейл и Бекермет, во время рождественских каникул, когда на объекте работает только необходимый минимум персонала и, соответственно, меньше еды.
Жительница Сискейла Линда Парсонс рассказала, что ее мама, Бренда, недавно видела одну из кошачий стай.
Она сказала:
«Мама выгуливала собак, и одна из них сидела на заборе на пешеходной дорожке у поля для гольфа. Они время от времени появляются в деревне, но я не уверена, что многие люди воспринимают их как какую-то угрозу, несмотря на то что о них говорят».
Бывший работник Селлафилда рассказал Daily Mail, что то, что кошки потенциально радиоактивны, не было главной проблемой, с которой он столкнулся во время работы на объекте.
Он говорит:
«Проблема с кошками заключается в том, что люди их подкармливают, и поэтому они слоняются без дела. Если вы пытаетесь их тронуть, они становятся злобными маленькими свиньями. В какой-то момент была небольшая чистка, и их пытались поймать всех, но через полгода в здании, где я работал, бродило еще пять или шесть особей. Помню, один застрял в паровой трубе, и было слышно, как он кричит, но никак нельзя было добраться до него, чтобы помочь. Это было ужасно».
Возле почтового отделения в Сискейле еще один бывший работник высказал свое мнение о предполагаемых опасностях. Он говорит: «Если бы в организме кошки был плутоний, даже самая маленькая частичка, она бы не смогла ходить, она бы умерла в мгновение ока. Идея о том, что по деревне бродят радиоактивные кошки, — абсолютный бред».
Сьюзан Калли, 72 года, также работала на этом ядерном объекте. Она говорит:
«Я лично не верю, что кошки представляют какую-либо опасность для кого-либо, и не думаю, что многие люди верят в это, кроме тех, кто хочет уничтожить атомную промышленность. Всегда найдутся люди, выступающие против ядерных объектов и Селлафилда, но вся экономика западной Камбрии основана на нем, и люди здесь считают, что правительство должно делать больше для поддержки ядерной промышленности».
В очередном ответе на запрос группы RAFL о свободе информации Селлафилд раскрыл информацию о тестировании кошек, отправленных на передержку.
На сайте говорится:
«Мониторинг проводился с помощью детектора радиации LAM12, который используется для определения характеристик радиоактивных отходов. Он имеет низкий порог обнаружения и идеально подходит для проведения данного вида мониторинга. Клетка с кошкой подсчитывалась в течение определенного времени, и был достигнут низкий пороговый результат. Находясь на объекте, кошки не могли получить доступ в зоны радиологического контроля. Перед тем как покинуть площадку, было проведено контрольное обследование каждого животного».
Компания Sellafield Ltd, управляющая объектом, сообщила Daily Mail, что эксперты по дикой природе «постоянно следят» за бродячими кошками.
Представитель компании заявил:
«Как и на многих других крупных промышленных объектах, в Селлафилде есть небольшая популяция одичавших кошек. Наша команда по управлению отношений с дикой природой постоянно следит за их численностью и поведением, чтобы обеспечить благополучие животных и поддерживать чистоту на объекте. В 2019 году мы провели обширную программу по удалению, стерилизации и устройству большинства этих кошек через местные благотворительные организации для животных. На сегодняшний день количество одичавших кошек на участке очень мало, но мы продолжаем следить за ситуацией и при необходимости будем принимать соответствующие меры».
Одним из приютов, через который находили семьи для кошек, живущих в Селлафилде, была организация Eden Animal Rescue в Пенрите.
Они рекламировали кошек как «Sellafield cats x3» и сумели найти дом для всех них.
Сара Бин, сотрудница центра, говорит:
«Когда они попали к нам, то были совсем одичавшими, поэтому первой задачей было социализировать их и сделать пригодными для возвращения в дом. Потребовалось несколько месяцев, в течение которых волонтеры сидели с ними, подходили к ним и кормили их, но они быстро стали готовы к выходу на улицу. Мы нашли хорошие дома для всех троих, и, насколько нам известно, с тех пор они были абсолютно счастливы. Это случилось только один раз, когда кошачья стая стала слишком большой, и с тех пор мы с ними не общались».
Некоторых кошек даже приютили сотрудники Селлафилда.
Фред Конвей был одним из тех сотрудников, которые, увидев котенка и его мать, живущих на площадке, решили взять домой обоих.
Фред сказал тогда: «Котенок Гарри и его мама, Стар, хорошо устроились дома, а наш старший кот, ЭйДжей, очень привязался к ним, особенно к Гарри, который очень дружелюбный и любящий».
Иван Протеро и Кевин Дональд (Daily Mail)