Один из самых больших вопросов, связанных с внедрением малых модульных реакторов, — это вопрос о том, как будут утилизироваться ядерные отходы. Поскольку существует три различных типа отходов — низкоактивные, среднеактивные и высокоактивные, компания SaskPower изучает различные стратегии для обеспечения их безопасной и эффективной утилизации.
Низкоактивные отходы составляют 90 процентов ядерных отходов. К ним относятся средства индивидуальной защиты, комбинезоны, рабочие перчатки, насадки для швабр и другие предметы, которые могут быть загрязнены.
«Радиация сама по себе легко измеряется в очень малых дозах, поэтому одна из главных задач, которую мы хотим решить, — это убедиться, что мы ничего перекрестно не загрязняем», — говорит Трэвис Сандески, представитель SaskPower.
По его словам, стратегии по сокращению объема очень важны. Будут рассмотрены стратегии управления отходами из других провинций. В Нью-Брансуике, например, сжигают ядерные отходы, поясняет Сандески.
«Они отправляются на внешний объект и помогают им справиться с этим объемом, так что они получают обратно золу, и она все еще радиоактивна, но она спрессована в хоккейную шайбу из золы, а не во все эти комбинезоны».
«При использовании такой стратегии отходы изолируются, помещаются за защитный экран и со временем распадаются. Со временем у вас остаются только отходы, но не радиоактивные ядерные отходы».
Радиоактивные отходы среднего уровня активности обычно являются механическими и составляют семь процентов от общего объема ядерных отходов.
«Насос, фильтр или труба, которые подвергаются воздействию из года в год. Это не низкоактивные отходы, и это не отработанное ядерное топливо. Они относятся к средней категории и обрабатываются соответствующим образом».
Высокоактивные отходы — это отработанное ядерное топливо, которое составляет всего три процента от общего объема ядерных отходов.
Ядерные отходы — это твердое вещество размером с четвертак. Для обеспечения энергией одного канадского дома нужно будет использовать менее 10 таблеток в год.
Малый модульный реактор необходимо будет заправлять два раза в год. В это время установка останавливается для технического обслуживания и заправляется.
«Когда ядерное топливо выходит из реактора, оно выходит горячим с точки зрения радиоактивности и температуры».
Затем отработанное ядерное топливо помещается в мокрое хранилище, где оно будет находиться в течение нескольких лет, пока не остынет настолько, что его можно будет поместить в сухое хранилище.
«Эти сборки достаточно холодные, чтобы можно было сложить их в кучу. Они не выделяют много тепла. Вокруг них установлена защитная оболочка. Они окружены сталью и бетоном, и это экранирует радиацию», — говорит Сандески.
В будущем Канада планирует отправлять все радиоактивные отходы высокого и среднего уровня активности в пункт глубинного захоронения радиоактивных отходов (ПГЗРО) Организации по управлению ядерными отходами Канады. В настоящее время ведется выбор места для ПГЗРО, и ожидается, что об окончательном выборе будет объявлено в конце этого года.
Сандески подчеркивает, что вокруг радиоактивных отходов будет несколько барьеров, поэтому, если один барьер выйдет из строя, в дело вступят дополнительные барьеры. Он отмечает, что ПГЗРО будет находиться в географической зоне, где воде потребуется около миллиона лет, чтобы взаимодействовать с отработанным ядерным топливом, и к тому времени оно уже не будет радиоактивным.
Лариса Макьюэн (DiscoverEstevan)