Правительство Великобритании рассматривает возможность отказа от необходимости получать согласие местных жителей при строительстве хранилищ для радиоактивных отходов. Этот шаг позволит обойти протесты по принципу «только не на моем заднем дворе», которые тормозят реализацию проекта по захоронению радиоактивных отходов, сообщает британская The Telegraph.
Министерство энергетической безопасности и углеродной нейтральности Великобритании, возглавляемое министром Эдом Милибэндом, инициировало пересмотр текущей политики. В настоящее время в стране ведется поиск подходящей прибрежной площадки для строительства первого в Великобритании пункта глубинного захоронения радиоактивных отходов (ПГЗРО) – разветвленной сети подземных тоннелей и хранилищ, которая будет простираться под морским дном и использоваться для долгосрочной изоляции отработанного ядерного топлива с атомных электростанций.
На данный момент в Британии нет постоянного объекта для захоронения высокоактивных радиоактивных отходов, а подходящих с геологической точки зрения мест, способных обеспечить сохранность на тысячи лет, крайне мало. Процесс поиска площадки серьезно замедлился из-за активного сопротивления жителей в потенциальных регионах размещения и опасений Министерства финансов относительно непомерной стоимости проекта.
Ключевым препятствием является действующее правило, согласно которому правительство может действовать только при наличии согласия местного сообщества. Однако, по информации из правительственных кругов, чиновники министерства энергетической безопасности и углеродной нейтральности начали пересмотр этого подхода. Источник в Уайтхолле подчеркнул, что окончательных решений еще не принято, но признал, что одним из возможных итогов может стать приоритизация других факторов – таких как геологические условия или экономическая выгода для государства – над мнением местного населения.
Поводом для пересмотра политики послужил недавний отказ советов графств Линкольншир и Восточный Йоркшир от дальнейших переговоров с Nuclear Waste Services – государственной организацией, которой поручено создание ПГЗРО. В то же время диалог продолжается с властями Камбрии, где уровень общественной поддержки проекта значительно выше.
«Идет полный пересмотр всей политики – мы снова рассматриваем каждый вариант, – добавил источник. – Сейчас закон требует проведения голосования в каждом регионе, а местные власти могут фактически наложить вето. Теперь обсуждается, не стоит ли отдать приоритет другим вещам, например, выбору территории с наилучшей геологией. Это проект национальной инфраструктуры, и он должен управляться централизованно».
Такой поворот может означать, что регионы, ранее отказавшиеся от участия, – например, Восточный Линдси в Линкольншире и Южный Холдернесс в Восточном Йоркшире, – снова окажутся в списке кандидатов. Официально правительство отказалось комментировать пересмотр политики, заявив, что требование о согласии местных жителей остается в силе. «Наша позиция неизменна: любая потенциальная площадка для ПГЗРО будет утверждаться по согласованию с сообществом и не будет навязана без его согласия», – заявил представитель министерства энергетической безопасности и углеродной нейтральности Великобритании.
Ситуация обостряется на фоне предупреждений от Nista, нового надзорного органа по вопросам инфраструктуры, о том, что расходы на ПГЗРО рискуют выйти из-под контроля. В своем недавнем отчете Nista понизило рейтинг проекта с «желтого» до «красного», указав на его «финансовую несостоятельность». По прогнозам Nuclear Waste Services, стоимость строительства объекта может составить от 20 до 53 миллиардов фунтов стерлингов, что свидетельствует о колоссальной неопределенности в оценке затрат.
Предполагается, что ПГЗРО будет введен в эксплуатацию не ранее 2050 года и примет отходы, которые сейчас хранятся на комплексе Sellafield в Камбрии. В отчетах Национального аудиторского управления ранее отмечалось, что ветшающая инфраструктура и задержки работ на комплексе Sellafield, крупнейшем ядерном объекте Европы, создают «значительные риски для безопасности и финансовые последствия» для всей программы обращения с радиоактивными отходами в стране.
Несмотря на проблемы, правительство утверждает, что строительство ПГЗРО принесет региону миллиарды фунтов инвестиций и создаст более 4000 рабочих мест. Однако это не убедило противников проекта. После голосования об выходе из переговоров члены совета Линкольншира праздновали победу вместе с общественностью, открывая бутылки шампанского. Лидер совета Шон Мэттьюз извинился перед жителями за годы «стресса и неопределенности», которым они подвергались. Активисты из группы давления «Стражи Восточного побережья» даже заявили, что нависшая угроза строительства хранилища РАО не позволяла людям «продолжать жить своей жизнью» и продавать свою недвижимость.