После распада Советского Союза в Украине забытыми или заброшенными оказались источники радиации, которые использовались в медицине и на промышленных предприятиях. Количество таких источников неизвестно, однако они продолжают представлять опасность для жизни и здоровья людей. Более того, любой приобретенный на рынке источник радиационного излучения может закончиться для покупателя лишением свободы.
С заместителем председателя Государственной инспекции ядерного регулирования Украины Русланой Трипайло мы обсудили, как осуществляется контроль и мониторинг использования источников ионизирующего излучения (ИИИ) и их захоронения, как работает система и предусмотрена ли ответственность за утрату или неправильное обращение с ними.
— Ваш орган — главный в вопросах контроля за радиоактивными отходами, соответственно и вопрос ядерной и радиационной безопасности также в компетенции. Оцените, какую ситуацию с безопасностью имеем сегодня?
— Государственная инспекция ядерного регулирования Украины является органом государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности в сфере использования ядерной энергии. Обращение с радиоактивными отходами является составляющей системы сферы использования ядерной энергии и системы ядерного регулирования. У нас полностью функционирует и создана законодательная база, соответствующая международным стандартам, а также инфраструктура государственного регулирования, которая заключается в наличии ресурсов, технических возможностей, специалистов, осуществляющих государственное регулирование.
Госатомрегулирования имеет три основных инструмента: законодательная база (критерии, требования к безопасности) разрешительная и наблюдательная системы, санкции. Поэтому, мы можем утверждать, что наш орган полноценный, с максимальными функциями, которые предусмотрены международными документами. Что касается контроля за радиоактивными отходами, то это больше компетенция Государственного агентства Украины по управлению Зоной отчуждения (ГАЗО). Потому что именно агентство несет ответственность и осуществляет контроль за радиоактивными отходами, ведение реестра хранилищ таких отходов и объектов, которые находятся в сфере их управления. Если говорить о радиационной безопасности, то я могу утверждать, что на сегодняшний день в Украине она удовлетворительная. Потому что есть система, она работает. Ежегодно мы готовим доклады о состоянии радиационной безопасности, которые размещаются на нашем официальном сайте.
— Что собой представляют источники ионизирующего излучения?
— Источники ионизирующего излучения, которые могут быть доступны людям – это, чаще всего, закрытые источники индустриального типа, то есть те, которые используются во всех сферах народного хозяйства. Наибольшая сфера использования — это медицина. Говоря о том, как выглядит сам источник — это радиоактивное вещество, закрытое в капсулу, или устройство, которое при определенных обстоятельствах излучает радиацию. Опасности для населения генерирующие устройства не имеют, потому что они излучают радиацию только тогда, когда подключены к электричеству. Большую опасность представляют радионуклидные источники. Открытые источники используются как препараты для медицинской диагностики, для научных исследований. Закрытые источники имеют более широкий профиль использования. Это и контроль технологического процесса, это и медицина — лечение и диагностика. Это капсула в приборе или установке, которая является опасной, если использовать не по назначению.
— Почему источники ионизирующего излучения до сих пор доступны для обычных людей, если опасны?
— Вообще, все источники ионизирующего излучения находятся под регулирующим контролем. Доступными населению могут быть источники потерянные; исторические источники, которые никогда не были под контролем — они называются брошенными; и уязвимые источники. Брошенные источники могут попасть в незаконный оборот, потому что никогда не контролировались. Уязвимые источники образуются там, где теряется финансовая мощь, где прекращается использование источника по назначению, и оно длительное время сохраняется. Поэтому законодательной базой и нами принимаются меры для того, чтобы минимизировать такое количество источников, найти их и поставить на контроль.
— Как осуществляется контроль и мониторинг использования источников ионизирующего излучения и их захоронения? Как работает эта система?
— Это единственный цикл, который охватывает контроль за источником «от колыбели до могилы» — с момента попадания на таможенную территорию Украины (т.к. радионуклидные источники в Украине не производятся) и до момента передачи их обратно за границу, или преобразования в радиоактивные отходы. В чем суть? Для того, чтобы источник был ввезен в Украину, на таможенном контроле необходимо показать разрешение на его ввоз. Также таможенные органы должны заполнить специальную форму и отправить ее в реестр источников ионизирующего излучения. На этапе, когда источник попадает на границу, мы уже знаем, что это за источник, кто его привозит и для чего. Информация хранится в реестре. Также любой субъект деятельности, у которого есть намерения использовать источник ионизирующего излучения, должен информировать орган государственного регулирования. У нас гибкая система регулирования и предполагает дифференцированный подход. То есть, не все источники подвергаются лицензированию. Это зависит от уровня потенциальной опасности. Источники с низким уровнем опасности фиксируются в государственном реестре, что позволяет их использование. Более активные источники требуют лицензирования. Источники ионизирующего излучения с уровнем опасности ниже, чем требуется для регистрации, освобождаются от такого контроля. Когда срок действия лицензии заканчивается, то субъект должен решить, что ему делать с источником: один из вариантов — передать на хранение как радиоактивный отход. Другой вариант — вернуть поставщику. Для подобных манипуляций отводится срок в 6 месяцев.
— Могут при такой системе источники ионизирующего излучения теряться? Какова ответственность за потерю или неправильное обращение с ними?
— Статистика говорит о том, что во всех странах происходит потеря контроля над источниками ионизирующего излучения. Какой бы эффективной ни была система регулирования такие случаи будут. И задачей государства и органов государственного регулирования является минимизация этих случаев, а именно внедрение тех мер, которые помогут вернуть под регулирующий контроль потерянные или брошенные источники. Среди них и поиск источников.
— Какое количество источников ионизирующего излучения находится на хранении в Украине и на сколько надежно их хранят на пункте захоронения радиоактивных отходов, который находится в Днепре?
— Если говорить о количестве источников ионизирующего излучения, которые хранятся, их нужно разделить на две категории. Первая — та, которая находится в использовании. Здесь на учете в государственном реестре находятся 8660 подобных источников. Генерирующих устройств — 16 378. Источников, которые уже не пригодны для использования и были переданы на специализированные предприятия, например, на ДСП «Объединение «Радон», 662 379 закрытых.
Если говорить о Днепропетровском филиале, то там находится 8391 источник, 212 391 отработанный источник. Законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за незаконное использование источников, за работу с ними или их хранение без лицензии. Действенны программы амнистии — добровольной сдачи источников ионизирующего излучения. Хочу отметить, что те источники, которые находятся в свободном обращении, по уровню опасности относятся к 4-5 категории, то есть, существенный вред населению или окружающей среде принести не могут.
— Какие радиоактивные отходы туда попадают?
— В межобластной филиал «Объединение «Радон» источники ионизирующего излучения поступают в виде отработанных источников, это низкие или средне активные твердые радиоактивные отходы, а также жидкие радиоактивные отходы, поступающие после отработки на специализированные предприятия.
— Как осуществляется реагирование на выявленные брошенные источники ионизирующего излучения или те, которые были в незаконном обороте?
— У нас есть четко установлена процедура — Постановление Кабмина Украины №813 от 02.06.2003 г., устанавливающий порядок взаимодействия юридических и государственных органов власти в случае обнаружения радиоактивных материалов в незаконном обороте. Фактически, система реагирования включает в себя следующее: если обнаружен источник — в первую очередь, нужно ограничить территорию, запретить доступ посторонних к этому месту. Далее выезжают представители спецслужб и проводят дозиметрические измерения — определяют степень опасности и дают рекомендации о дальнейших действиях. Изъятый источник перевозится в Институт ядерных исследований, далее на хранение межобластным филиалам специализированных предприятий.
— Как людям реагировать в случае выявления источников ионизирующего излучения?
— Если нашли объект, который не можете идентифицировать, ни в коем случае не берите его в руки. Или не приближайтесь к нему, если есть возможность — установите барьеры и сообщите спецслужбы. Наш дежурный на связи 24/7 и оперативно принимает звонки. Также можно обратиться в ГСЧС.
— Есть ли необходимость после стольких техногенных аварий говорить о радиационной безопасности?
— На мой взгляд, есть. К сожалению, подобные аварии происходят по всему миру. И вероятность возникновения таких аварий уменьшается пропорционально росту культуры безопасности среди общества. Поэтому, осведомленность населения позволит нам сохранить как международные режимы безопасности на территории Украины, так и предотвратить радиационные аварии и гарантировать безопасную среду для будущих поколений.