Проект по переносу более 1000 контейнеров с радиоактивными отходами с полигона Уинфрит в Дорсете, на юге Англии, в пункт захоронения низкоактивных отходов (НАО) в Камбрии, на северо-западе Англии, был завершен раньше, чем ожидалось. Проект стал итогом восьмилетней работы, в ходе которой 11 партий контейнеров были перевезены по железной дороге из Уинфрита в пункт захоронения НАО.
В общей сложности 1068 контейнеров с радиоактивными отходами парогенераторного тяжеловодного реактора в Уинфрите (SGHWR), который прекратил работу в 1990 году, были помещены в хранилище кондиционированных радиоактивных отходов на площадке в Дорсете в ожидании передачи в пункт захоронения среднеактивных отходов на площадке в Харуэлле (графство Оксфордшир). Однако с учетом периода радиоактивного распада контейнеры теперь классифицируются как низкоактивные, а не среднеактивные отходы, что сделало возможным их скорейшее захоронение в пункте захоронения НАО — основном пункте захоронения низкоактивных радиоактивных отходов в Великобритании.
Контейнеры были утилизированы с использованием пустот в хранилище 8, что оптимизирует использование пункта захоронения НАО и освобождает объект Winfrith для альтернативного использования или вывода из эксплуатации, сообщило Управление по выводу из эксплуатации ядерных объектов Великобритании. Окончательное удаление этих радиоактивных отходов также устраняет необходимость в долгосрочном хранении, что позволяет сэкономить деньги британских налогоплательщиков.
Весь проект был реализован в сотрудничестве с компаниями Nuclear Waste Services (NWS), Nuclear Restoration Services (NRS) и Nuclear Transport Solutions (NTS), входящими в группу Управления по выводу из эксплуатации ядерных объектов Великобритании.
«Операция по извлечению контейнеров из хранилища прошла очень хорошо, — говорит Лора Стрит, руководитель отдела отходов компании NRS в Уинфрите и Харуэлле. – Нам удалось уложиться в отведенное время при каждом извлечении РАО, поэтому последний контейнер был извлечен с большим опережением графика. Перевозка контейнеров по железной дороге позволила значительно сэкономить средства налогоплательщиков, а также сэкономить 7502 кг выбросов углекислого газа на каждую железнодорожную перевозку по сравнению с перевозкой этих контейнеров автомобильным транспортом. Это достижение еще на один шаг приближает нас к завершению нашей миссии по выводу из эксплуатации и превращению хранилища в зеленую зону общественного пользования».
Говард Фальконер, руководитель отдела по работе с отходами компании NWS, добавляет: «Видеть, как последний поезд прибывает в пункт захоронения НАО, — это момент гордости и значительная веха для нашего успешного проекта. Это результат многолетнего совместного планирования и подготовки со стороны компаний NWS, NRS, NTS и наших многочисленных партнеров по всей цепочке поставок. Планирование и подготовка были ключом к успеху этого проекта: сотрудники NWS работали с площадкой Уинфрит, чтобы изучить альтернативные варианты более эффективного обращения с радиоактивными отходами. Эта работа является неотъемлемой частью нашей миссии — как можно скорее сделать ядерные отходы Великобритании безопасными».
Ядерный реактор SGHWR представлял собой опытный реактор мощностью 100 МВт, который работал с 1968 по 1990 год, поставляя электроэнергию в сеть, а также выполняя свою основную функцию — поддержку исследований в области технологии водоохлаждаемых реакторов. Это один из двух оставшихся реакторов, оба из которых выводятся из эксплуатации, в Уинфрите. На территории площадью 84 гектара располагался центр ядерных исследований и разработок, где проводились жизненно важные исследования конструкции ядерных реакторов. С 1950-х по 1990-е годы здесь в разное время находились девять экспериментальных реакторов.