Более 70 лет в Усть-Каменогорске хранятся радиоактивные отходы, оставшиеся на территории города в результате деятельности фабрики “Калбаолово”. Вернее, не хранятся, а просто имеются, поскольку находятся в земле рядом с жилыми домами и учебными заведениями. Сколько этих пятен, насколько они опасны для жизни и здоровья людей, сегодня точно не знает никто.
Непростое наследство
Радиоактивные аномалии на территории города, известного своей непростой экологической обстановкой, появились несколько десятилетий назад. В 50–70-е годы прошлого века здесь располагалась фабрика “Калбаолово”. Предприятие работало на оборонную промышленность Советского Союза. Здесь занимались исследованием материалов для атомной промышленности страны.
Отработанную руду сваливали здесь же – просто присыпали землей. Позже фабрику ликвидировали, а зараженный грунт – нет.
Более того, его использовали в городском строительстве, в том числе и жилых домов.
Об этом стало известно еще в 1989 году, когда впервые были проведены радиоэкологические исследования в Усть-Каменогорске и обнаружено более 80 радиоактивных объектов техногенного производства. Именно тогда и начали проводиться первые работы по изъятию и ликвидации радиоактивного материала на территории жилой зоны. Согласно документам, пик этих работ пришелся на 1991–1992 годы, затем все остановилось – закончилось финансирование.
Кстати, именно в те годы было изъято около 60 процентов радиоактивных объектов в жилых районах города. Известен пример ликвидации даже целого поселка.
В 1992 году прекратил свое существование поселок Примыкание, располагавшийся на территории одной из промышленных зон Усть-Каменогорска. Радиационные материалы были обнаружены на территории самого поселка и в домах.
Ликвидация аномалий возобновилась только через 14 лет – в 2006 году, впрочем, она так и не завершена до сих пор. Однако специалистами ТОО “Экосервис-С” была составлена карта радиоактивных аномалий Усть-Каменогорска, их насчитывалось 204. По данным управления природных ресурсов и регулирования природопользования, за последние 10 лет было ликвидировано 12 пятен, остальные – ждут финансирования. Это около миллиарда тенге.
Масштаб очевиден
В подвале музыкальной школы источником радиоактивного фона стал цементный раствор, который использовался в строительстве. В политехническом колледже радиоактивными элементами загрязнен грунт на полу под сценой актового зала и территория самого колледжа. Инородные источники обнаружены в грунте городской поликлиники № 2 по ул. Бурова. В парке “Металлург” между двумя аттракционами установлен повышенный радиационный фон тротуарной плитки. Радиоактивное загрязнение присутствует и в 1-й детской горбольнице.
Но самое большое радиационное пятно находится на территории Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Серикбаева, площадь его – около 10 гектаров. Пятно тянется до другого вуза – Восточно-Казахстанского государственного университета, здесь же расположены остановка, заправка и жилые дома. Эта аномалия не только самая крупная, но и самая опасная.
В результате исследований выяснилось, что источником повышенного радиационного излучения в этом месте стал грунт, который содержит радий-226, цезий-137, кобальт-60. Дозиметр здесь показывает излучение более 200 микрорентген в час вместо нормы в 18, а на глубине одного метра – уже 1 000 микрорентген.
– Только по моим, очень приблизительным подсчетам, в этом районе ежедневно проходят от 5 до 7 тысяч человек, – говорит исполнительный директор ВКО филиала ТОО “Экосервис-С” Евгений БЕЛЯВЦЕВ. – Но ни полных, ни косвенных исследований по определению нагрузки на людей не проводилось. Вместе с тем этот участок – практически центр города, он очень интересен и востребован в плане застроек. Предприниматели будут сюда стремиться, об этом надо помнить.
По словам Евгения Белявцева, года четыре назад здесь даже была выделена территория под магазин канцелярских товаров. Предприниматель успел огородить территорию, приступил к строительству, но вовремя вмешалась прокуратура – стройку закрыли.
– Самой опасной здесь может быть пыль, которая обязательно будет подниматься во время работ. В этом случае разовая доза облучения увеличится в 20 раз. Опасность вызывает уже то, что на загрязненной территории проходят коммуникации предприятий города, в том числе водоканала, теплосетей, энергетической компании, Казахтелекома. Например, в прошлом году тепловики проводили работы на участке и вскрыли могильник радиоактивных отходов, при этом не использовали никаких дополнительных мер защиты. По настоянию экологов работы были прекращены, – объясняет Евгений Белявцев.
Главное – без паники!
Кстати, именно сотрудники ТОО “Экосервис-С” в последние годы и занимаются ликвидацией радиоактивных пятен. Как рассказал Евгений Белявцев, принимавший участие практически в каждом изъятии опасного грунта, работы эти, пусть и небыстро, но продолжаются и сейчас. За последние 5 лет было убрано около 600 кубометров земли.
– Перед началом работ разрабатывается рабочий проект, в котором указываются уточненные данные по глубине залежей, дозовой нагрузке, границам пятна. Он утверждается, затем высоким металлическим забором огораживается территория, выставляются санитарно-пропускные пункты. Только после этого в защитных костюмах и специальных масках наши сотрудники по квадратам вскрывают грунт, помещают его в мешки, которые потом вывозятся и захораниваются, – рассказывает Евгений Белявцев.
Люди с костюмах и масках зачастую пугают жителей. Бывает, начинается паника, не всегда помогают разъяснения специалистов. Люди начинают устраивать истерики и даже вмешиваться в работу.
Радиоактивный концентрат иногда встречается в виде прожилок голубого, темно-синего или красно-оранжевого цвета, но может быть и смешан с землей, тогда снимается целый пласт грунта. Работают сотрудники аккуратно, буквально по сантиметрам снимая почву лопатами.
До 2008 года всё “добро” отвозили на АО “Ульбинский металлургический завод”, с 2014 года стали отправлять на специальный могильник в Курчатов. Сейчас транспортируют на юг страны, там тоже есть соответствующие условия для хранения радиоактивных отходов.
– Руды редких радиоактивных элементов содержат большое количество редкоземельных металлов, которые могут быть еще использованы, но пока у нас нет технологии по их извлечению, – говорит Евгений Белявцев.
Денег много не бывает
На ликвидацию одного пятна в среднем уходит около миллиона тенге. Для ускорения процесса дезактивации радиоактивных пятен по области еще в 2013 году управление природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО направляло бюджетную заявку в министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан. Но в финансировании было отказано. Заявку подали повторно – на 2014–2016 годы. Денег снова не дали, порекомендовав провести комплексный анализ состояния радиоактивного загрязнения по всем регионам страны. И… всё.