Источник издания «Правда.Ру» в ракетно-космической отрасли утверждает, что возобновление пусков космических ракет в рамках проекта «Морской старт», приостановленных два года назад, вряд ли произойдёт раньше 2018 года. «Безопасность РАО» напоминает, что первоначально идея морских стартов заключалась в отправке в космос высокоактивных радиоактивных отходов.
«Морской старт» является интернациональным коммерческим проектом. Его задача состоит в создании и использовании ракетно-космического комплекса морского базирования. Семь лет назад «Морской старт» объявил себя банкротом, но несколько лет спустя был реорганизован, и главную роль в проекте стала играть РКК «Энергия».
«Энергия» договорилась с американским Boeing, уладив давний спор бывших партнёров: «Боинга» и «Морского старта». Теперь «Энергия» рассчитается с Boeing услугами и совместными проектами, сэкономив $330 миллионов неустойки, предписанной к взысканию с «Морского старта» калифорнийским судом.
По словам гендиректора «Энергии» Владимира Солнцева, РКК совместно с Boeing выработали программу долгосрочного сотрудничества. Она охватила все проекты по освоению дальнего космоса.
«Правда.Ру» напоминает, что программа «Морской старт» была создана в 1995 году совместными усилиями компании «Боинг», российской РКК «Энергия», норвежской «Квярнер», а также украинскими КБ «Южное» и «Южмаш». Некогда утверждали, что «Морской старт» – единственная в мире компания, которая осуществляет запуски из района экватора с плавучей платформы в Тихом океане.
За счет выгодного местоположения точки старта ракеты-носители «Зенит-3SL» могли выводить на орбиту спутники значительно большей массы, чем с наземных космодромов, расположенных вне экваториальной зоны.
– Стартовый комплекс делало КБ транспортного машиностроения, ракету «Зенит» — «Южмаш» на Украине. И у всех были наисложнейшие проблемы, потому что мы впервые создавали столь необычный космодром… И так идея о морском старте, родившаяся в пятидесятых годах, была оставлена. И мы вернулись к ней в 1990 году. Поначалу мы предполагали большую ракету «Энергия» использовать для эвакуации радиоактивных отходов. По нашим расчетам, можно было создать «орбиту захоронения», направить отходы в сторону Солнца. За один пуск можно было убрать с Земли около 40 тонн «радиоактивной грязи». Потребовалось бы всего два-три пуска «Энергии», чтобы практически полностью решить эту сложнейшую проблему. Рассматривалось и использование «Зенита», который мог при одном пуске убирать с планеты несколько тонн отходов, – вспоминал о начале проекта академик Юрий Семенов, бывший главный конструктор Ракетно-космической корпорации «Энергия». – Однако в отношении радиоактивных отходов существуют весьма жесткие законодательные меры у каждой страны. А потому не все могли согласиться на определенный риск — ведь при запуске могла случиться авария, и тогда страна была бы заражена. И вот тогда-то возродилась старая идея об уходе для пусков в район экватора. Даже в случае аварии ракеты радиоактивные отходы попадут в сравнительно «безопасный» район Мирового океана. То есть риск значительно снижался, хотя окончательно и не исчезал. Таким образом мы начали прорабатывать идею «Морского старта»…