Радиоактивные отходы - под гражданский контроль!
 
Река Ермака, которую губят притоки (и радиоактивные отходы)

Река Ермака, которую губят притоки (и радиоактивные отходы)

Река с самый большим бассейном в России стала заложницей своих притоков. На них с советских времен размещали шахты, заводы и ядерное производство. Это «грязное наследие» до сих пор разрушает Обь.

Обь

Бассейн Оби — самый большим по площади в России, уступая в мире лишь Амазонке, Конго и Миссисипи. Наша страна начала осваивать земли, по которым течет Обь, еще во времена Ивана Грозного. Свой путь в Азии Ермак начал со сплава по реке Теча (она через Тобол и Иртыш впадает в Обь), и в дальнейшем, главным путем освоения Сибири оставались реки.

Во времена СССР значение этих земель возросло многократно — в бассейне Оби нашлись большие запасы угля и нефти, образовались очаги тяжелой промышленности. На Оби и ее крупных притоках Иртыше и Тоболе расположились десятки областных центров — Новосибирск, Екатеринбург, Челябинск, Ханты-Мансийск, Томск, Тюмень. Все эти годы одна из величайших рек планеты страдала от промышленного загрязнения.

undefined 

Тобол

Тобол — одна из тех рек, что наполняет водами Обь. Важна не столько своими размерами (по объему воды Тобол — лишь 25% Иртыша, главного притока Оби), сколько, своим состоянием с точки зрения экологии. По степени загрязненности у Тобола вторая оценка снизу 4а «грязная» (всего классов загрязнения пять, где 1 — «условно чистая» вода, 5 — «экстремально грязная»).

Проблемы Тобола начинаются еще в Казахстане. В городе Кустанай в пойму уже около 30 лет просачиваются вредные вещества из накопителя промышленных отходов от действовавшего здесь медно-аммиачного производства. Местные власти пытаются решать вопрос с зашкаливающими показателями содержания меди в почвах, но денег на это не хватает. Из-за этого воды Тобол на границе Казахстана и России уже сильно загрязнены. Но и на территории нашей страны река продолжает собирать отравленные воды, идущие в Обь. Самые грязные притоки Тобола — Миасс и Исеть с Течью.

Теча

«Маяк» — легендарное атомное производство, на котором был создан первый в стране реактор. Сверхсекретное предприятие, давшее стране атомное оружие и атомную энергетику находится в Челябинской области на реке Теча. Сейчас «Маяк» занимается производством и переработкой радиоактивного топлива.

На территории предприятия находятся восемь водоемов, в которых хранятся жидкие радиоактивные отходы (ЖРО). На данный момент их состояние оценивается как положительное. Одно из двух озер, содержащих огромные запасы накопленной активности (по некоторым данным, самые большие в мире) законсервировано. Остальные водоемы не имеют выхода в речную сеть, и не представляют опасности.

Самый тяжелый урон реке Теча «Маяк» нанес еще в первые годы своей работы. Начиная с 1949 года, когда отрасль делала первые шаги, технологии и вероятный вред от атомного производства были недостаточно изучены, в реку Течу сбрасывались все ЖРО. Проблема оставалась скрытой долгое время, ведь радиация не меняет ни вкус, ни запах, ни цвет воды. Когда спустя шесть лет на предприятии открылись специальные хранилища, фаза активного убийства реки прекратилось.

После взрыва в одном из хранилищ в 1957 году произошла первая в нашей стране радиоактивная катастрофа — Кыштымская авария. Из-за выхода из строя системы охлаждения взорвалась емкость с радиоактивными отходами, в результате чего радиоактивное облако накрыло территории с населением около 300 тысяч человек.

undefined 

Хотя в реку радиоактивные отходы не сбрасываются с 1956 года, повышенная радиационный фон воды фиксируется на всем течении до сих пор. Местное население, хоть и знает о радиации, но продолжает пользоваться водой из Течи — использовать ее воду в хозяйственных целях, ловить рыбу и купаться. По классу загрязненности Теча чуть хуже Тобола — ее оценка 4б «грязная».

В нулевые года решено было вывезти людей из ближайшего к месту слива (который происходил до 1956 года) села Муслюмово, сейчас большинство переехало в Новомуслюмово. Но уже следующее по течению село — Бродокалмак, не вошло в программу переселения. Подавляющее большинство людей испытывают проблемы со здоровьем, возникшие вследствие постоянного употребления облученной воды.

Исеть

Река Исеть, в которую впадает «радиоактивная» Теча, еще грязнее. На протяжении большей части реки ее класс оценивается как 4б «грязная», но местами оценка падает до минимальной 5 — «экстремально грязная».

Исеть по экологическим показателям — в числе антирекордсменов. Виной всему промышленное производство. По его объему Свердловская область занимает третье место в России, после Тюменской области и Москвы. Проходя мимо Екатеринбурга и Каменск-Уральского, река Исеть вбирает в себя нитритный азот, фосфаты, марганец. Это лишь те вещества, содержание которых превышено максимально — до 100 раз.

Миасс

Миасс — еще один приток Тобола. Не такой испорченный индустрией, как Исеть. Его класс — 3б «загрязненный». Но этот показатель выглядит позитивно только на фоне двух предыдущих рек.

Миасс, на которой стоит Челябинск, подвергается загрязнению еще задолго до того, как его воды достигают областного центра. Рядом с Карабашом (поселком с репутацией одного из самых грязных мест на планете) находятся медные шлакоотвалы, которые размываются местным притоком. Приток Миасса река Сак-Элга, наполненная металлами, впадает в Аргазинское водохранилище (а вот конкретно у него класс загрязнения намного хуже, чем у Миасса в целом — 4в «очень грязная»). Оно является источником питьевой воды для Челябинска.

В рамках Федеральной целевой программы «Чистая вода» в 2018 году был построен обводной канал, который уводит реку мимо отвалов. Для окончательного решения проблемы строится дамба с прудом-накопителем.

undefined 

«Благодаря этим мерам, загрязнение Аргазинского водохранилища со стороны реки Сак-Элга будет исключено полностью. А это около 12 тысяч тонн в год вредных компонентов: солей и тяжелых металлов. Срок сдачи объекта — 2020 год, но он, скорее всего, будет готов уже в 2019 году», — обещал в конце 2018 года начальник Управления экологического просвещения Минэкологии региона Виталий Безруков.

Результаты этих работ появятся спустя много лет, пока же у воды в реке на некоторых участках — критические показатели по загрязнению. В городской черте Челябинска — 3а «загрязненная». К моменту выхода из областного центра река накапливает в себе отходы с многочисленных промышленных заводов. Некоторые из них, например, «Челябинский цинковый завод» снижают выбросы, но накопленные загрязнения и большое количество предприятий делают воду грязной. В точке впадения Миасса в Исеть у реки класс 4а «грязная».

Иртыш

Иртыш собирает в себя воды всех рек, про которые мы рассказали — Тобола, Течи, Исети, Миасса. Но он питается еще и из других источников. Поэтому эта полноводная река не так испорчена — ее класс 3б «загрязненная». Иртышу в России (река начинает свой путь к морю в Казахстане) значительный урон наносят крупные города — Омск и Тобольск.

Омь

Есть в Омске еще одна река, намного меньше и не столь благополучная (ее класс 4б «грязная») — Омь. Грузом тяжелых металлов поступают в реку медь, цинк и железо. За это ответственны гиганты отечественной промышленности и машиностроения, такие как «Омский завод транспортного машиностроения», ПО «Полет», «Омское моторостроительное объединение имени П.И. Баранова»

Кроме того, Омь подвергается загрязнению нефтепродуктами. В городе находится огромный нефтеперерабатывающий завод, второй в стране по объемам переработки. В последнее десятилетие завод получил огромные дотации для модернизирования и увеличения производства, нашлись деньги и на экологию. Комплекс очистных сооружений “Биосфера” начали строить в 2017 году. Его стоимость — 19,3 млрд рублей. После ввода в эксплуатацию эффективность водоочистки увеличится до 99%.

undefined 

Томь и Чулым

Томь и Чулым — верхние притоки Оби, у каждой из этих рек класс 4а «загрязненная». Они страдают от отходов угледобывающих предприятий. На территории бассейнов двух этих притоков находятся два самых ресурсоемких разреза — Кузнецкий и частично Канско-Ачинский.

Низовья Оби

Территория бассейна Оби почти полностью совпадает с Западно-Сибирской нефтегазовой провинцией. В ее недрах расположены самые большие мировые запасы углеводородов в мире.

Уже с 50-ых годов прошлого века водоемы здесь из-за разливов нефти, так как многие скважины бурились вдоль рек. На этапе строительства дорог и нефтепроводов менялись русла рек. Но главный урон поверхностные воды получают на стадии добычи нефти.

В России ежегодно происходит около 10 тысяч аварий и выливается 1,5 миллиона тонн нефти (что по площади примерно в два раза больше, чем разлив нефти в Мексиканском заливе в 2010 году). Это официальные данные. В Гринпис оценивают разливы в 4,5 миллиона тонн нефти ежегодно.

Технологии очистки поверхностных вод относительно просты и давно реализуются, но в России стоит вопрос с отложениями нефти на глубине. Ученые из Томского государственного университета разработали методику для решения этой задачи.

«Наши исследовательские группы наблюдали водные объекты, где нефть находилась на глубине в слое до 10, 15 и даже 20 сантиметров. Мы предложили новый подход: очистка с помощью флотации — в место скопления нефти осуществляется пневмомеханическое воздействие, в результате которого молекулы нефти прилипают к разделу двух фаз: воздуха и жидкости и поднимаются на поверхность водного объекта, где уже с помощью различных устройств нефть можно убрать», — заявил директор Биологического института ТГУ Данил Воробьев.

Метод флотации уже был успешно реализован при очистке озера Щучье в республике Коми в 2003 — 2007 годах. Тогда было поднято со дна 157 тонн нефти, что незамедлительно сказалось на биоразнообразии водоема.

Клим Третьяков (DailyStorm)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *