Подъем подводных лодок К-27 и К-159, которые затонули в 1982 и 2003 году в Карском и Баренцевом морях соответственно, состоится в 2030 году. Исполнителем работ может стать ФГУП «Атомфлот». Об этом сообщил «Интерфаксу» руководитель проектов международной техпомощи госкорпорации «Росатом» Анатолий Григорьев.
Советская атомная подводная лодка К-159 затонула в августе 2003 года при буксировке на утилизацию. Погибло 9 человек.
На атомной подлодке К-27 в мае 1968 года произошла радиационная авария. Лодку вывели из эксплуатации и поставили на прикол в губе Гремихе (город Островной). В 1979 году ее исключили из состава ВМФ СССР. В 1982 году затоплена в Карском море, она находится на глубине 75 метров.
«Как и указано в стратегии развития Арктики, 2030 год, не раньше. Сейчас с европейским банком мы готовим контракт на проведение обследования», — сказал Григорьев.
По его словам, по итогам технико-экономического исследования, проведенного иностранными партнерами, стоимость подъема «ориентировочно где-то 24,4 млрд рублей на подъем двух подводных лодок».
Отвечая на вопрос об исполнителе работ, Григорьев отметил: «не могу сказать, слухи ходят, что «Атомфлот».
Ранее эксперты неоднократно заявляли о необходимости поднять затопленные и затонувшие объекты с отработанным ядерным топливом (ОЯТ) и радиоактивными отходами в Арктической зоне РФ. Среди первоочередных объектов – подлодки К-27 и К-159.
В 2020 году корпоративная газета «Росатома» сообщила, что затопленные в Арктике семь атомных субмарин можно извлечь за 12 лет.
«Проектирование и подъем АПЛ К-159 вместе с утилизацией – четыре года (2025-2028). Столько же времени нужно на подъем К-27 (2028-2031). Подъём оставшихся пяти лодок запланирован на 2029-2032 годы», — сообщает газета.
В сентябре 2018 года перед информационным рабочим семинаром «Результаты сотрудничества по повышению ядерной и радиационной безопасности на северо-западе России» Григорьев сообщал журналистам, что международное экспертное сообщество к 2019 году завершит технико-экономическое обоснование подъема атомных подводных лодок, затопленных в Карском море. Он отмечал, что это позволит расставить приоритеты по дальнейшему подъему затонувших объектов.
Также в сентябре 2018 года главный инженер филиала ФГУП «РосРАО» «СевРАО» Дмитрий Гулак сообщал «Интерфаксу», что единственным местом, где можно безопасно выгрузить оба реактора К-27, является отделение «СевРАО» в Гремихе (бывшая база советских подлодок, ЗАТО Островной, Мурманская область), где уже с 2024 года запланирован вывод из эксплуатации сооружений и реабилитация территории. В этой связи работы по подъему К-27 и отправке субмарины на выгрузку ядерных реакторов необходимо начать в ближайшие годы.