В начале этого года законодательное собрание штата Флорида одобрило, а губернатор ДеСантис подписал противоречивый план использования слаборадиоактивных отходов производства фосфорных удобрений для строительства автомобильных дорог.
Этот материал называется фосфогипсом — отходом, образующимся при мокром кислотном способе переработки добываемого из недр земли фосфата в форму фосфата, используемого в удобрениях.
Фосфогипс содержит некоторое количество урана и продуктов его распада, таких как радий-226, что обусловлено присутствием этих радиоактивных элементов в фосфатных рудах.
Основным компонентом фосфогипса является гипс, который используется в различных изделиях, в том числе в качестве добавки при изготовлении бетона. В прошлом фосфогипс использовался в составе бетонной смеси для строительства дорог, однако в 1992 году Агентство по охране окружающей среды США запретило его применение.
В 2020 году администрация Трампа отменила этот запрет, но в 2021 году запрет был восстановлен, хотя Агентство по охране окружающей среды США разрешило некоторое использование в исследовательских целях.
В начале этого года Генеральная ассамблея штата Флорида приняла законопроект, продвигаемый фосфатной промышленностью, разрешающий использование фосфогипса в дорожном строительстве. 29 июня губернатор ДеСантис подписал этот закон.
Этот законопроект вызвал много споров, против него выступили различные экологические группы, законодатели штата и местные власти, поскольку он предусматривает использование радиоактивных материалов в дорожном строительстве.
Если предлагаемый пилотный проект будет реализован, он должен быть одобрен Агентством по охране окружающей среды США, и федеральное агентство не назвало сроки, когда будет принято решение по данному продукту.
Если фосфогипс будет одобрен для использования в дорожном строительстве, это станет благом для фосфорной промышленности, которая производит около 30 млн тонн фосфогипса в год.
В настоящее время он хранится в огромных «гипсовых штабелях», расположенных рядом с перерабатывающими заводами. Некоторые из них занимают сотни гектаров и напоминают небольшую гору гипса. В настоящее время в штабелях хранится более миллиарда тонн фосфогипса.
Мы понимаем и ценим желание фосфорной промышленности продуктивно использовать этот материал, однако у нас есть предостережения, основанные на опыте использования шлака, полученного в результате процесса переработки фосфатного сырья в суперфосфат для производства удобрений, применявшегося в Инглисе в начале 1900-х годов,
Примерно с 1904 по 1924 годы компания Barker Chemical Company использовала импортные железные пириты для получения серы, которая превращалась в серную кислоту в свинцовых горшках и трубах. Шлак от этого процесса использовался в качестве материала для дорожного полотна в Инглисе и его окрестностях, но спустя десятилетия, в начале 1990-х годов, было обнаружено, что этот материал содержит большое количество мышьяка и свинца. Это привело к тому, что из многих мест был изъят грунт и отправлен в хранилище токсичных отходов.
Учитывая этот опыт, а также вполне реальные опасения по поводу долгосрочных последствий использования радиоактивных материалов в дорожном строительстве, мы считаем, что, несмотря на удобство использования отходов, осторожность в этом вопросе оправдана.