Канадская экологическая организация We the Nuclear Free North выступила с официальным обращением к общественным группам и частным лицам, призывая их добиться включения вопросов транспортировки отработавшего ядерного топлива в предстоящую федеральную оценку воздействия на окружающую среду. Речь идет о планах по перевозке радиоактивных материалов в течение 50 лет к проектируемому пункту глубинного захоронения радиоактивных отходов (ПГЗРО) на северо-западе провинции Онтарио.

Поводом для тревоги стали заявления представителей корпорации NWMO, управляемой предприятиями атомной промышленности. В ходе недавних очных и онлайн-мероприятий сотрудники корпорации сообщили, что транспортировка более 30 000 партий высокорадиоактивных сборок отработанного ядерного топлива от реакторов к предлагаемому месту захоронения будет исключена из процесса федеральной экспертизы. Среднее расстояние каждой поездки превышает 1800 км, причем значительная часть маршрута пролегает по двухполосным шоссе.
Ключевая цель оценки воздействия заключается в том, чтобы гарантировать анализ всех негативных последствий крупных проектов для защиты экологии и прав коренных народов. Размещение ПГЗРО за тысячи километров от реакторов создает риски облучения для перевозчиков, служб экстренного реагирования и населения, а в случае аварии последствия могут стать катастрофическими. Активисты настаивают, что полный охват всех аспектов проекта обеспечит прозрачность, подотчетность и возможность учета общественного мнения.
Координатор проектов экологической организации Northwatch Бреннейн Ллойд прокомментировала ситуацию, отметив, что заявление NWMO об исключении транспортировки из оценки является слабым аргументом. По ее словам, на протяжении 20 лет корпорация описывала перевозку ОЯТ как часть проекта, что признавали и регулирующие органы. Ллойд подчеркнула, что Закон об оценке воздействия требует включения действий, которые являются неотъемлемыми или, согласно формулировке закона, «сопутствующими» проекту. Эксперт резюмировала, что проект по захоронению ядерных отходов невозможен без самих отходов, которые не появятся на севере Онтарио без транспортировки из других регионов.
Представитель индейского племени Niniibawtamin Anishinaabe Aki Элисия Петроне-Рейтбергер заявила, что предлагаемый индустрией проект затрагивает сотни общин коренных и некоренных народов, а также миллионы людей вдоль маршрутов следования грузов. Она считает категорическое исключение транспортного компонента из экспертизы стратегическим шагом, поскольку промышленники не хотят тщательной проверки логистики, являющейся слабым местом в их обосновании безопасности.
Масштаб планируемой операции беспрецедентен. Как сообщила Доди Легассик, руководитель ядерного направления в экологической организации Environment North, NWMO предлагает переместить более 6 миллионов сборок отработанного ядерного топлива на расстояние от 1650 до 2540 км, используя автомобильный и, возможно, железнодорожный транспорт. Несмотря на заверения представителей атомной отрасли, подобные операции с высокоактивными отходами ранее не проводились в таком объеме. Экологи настаивают на том, что транспортировка ОЯТ должна рассматриваться наравне с безопасностью самого ПГЗРО и его наземных операций.
Член правления экологической организации Environment North Мэри Велтри напомнила, что жители северо-западного Онтарио давно отстаивают «принцип близости» – управление ядерными отходами в местах их производства, чтобы избежать риска для миллионов людей при перевозке накопленного в Канаде топлива через всю страну. Общественники убеждены, что оценка воздействия должна обязать NWMO ответить на вопросы о надежности контейнеров, состоянии дорог, квалификации перевозчиков и планах реагирования на чрезвычайные ситуации. Легитимность экспертизы будет под вопросом, если она будет ограничена таким образом, чтобы избежать анализа этих неотъемлемых аспектов.