В декабре прошлого года община коренных народов «Игл-Лейк» подала заявление о судебном пересмотре спорного решения о размещении могильника ядерных отходов на северо-западе провинции Онтарио в Канаде. В иске утверждается, что в процессе выбора площадки, известной как пункт глубинного захоронения радиоактивных отходов (ПГЗРО), были допущены серьезные недостатки, указывает издание Policy Options.
Хотя Организация по обращению с ядерными отходами Канады (NWMO) утверждает, что при принятии решения использовался «основанный на согласии» подход, некоторые общины коренных народов, чьи права могут быть затронуты, были исключены из процесса выбора места для реализации проекта стоимостью 26 миллиардов долларов, предусматривающего захоронение под землей миллионов сборок отработавшего ядерного топлива.
Проект все еще должен пройти оценку воздействия на окружающую среду и процедуры лицензирования, а начало эксплуатации запланировано в районе 2040-х годов.
Однако еще до начала этого длительного процесса федеральное правительство должно обязать NWMO получить согласие всех потенциально затронутых общин коренных народов Канады в соответствии с юридической обязанностью Оттавы консультироваться со всеми затронутыми коренными народами и публичными обязательствами NWMO.
Эта обязанность вытекает из раздела 35 Закона о Конституции Канады 1982 года. Согласно ряду знаковых постановлений Верховного суда Канады, Оттава имеет юридическое обязательство «консультироваться и учитывать интересы» коренных народов, прежде чем предпринимать действия, которые могут негативно повлиять на их неотъемлемые права коренных народов и договорные права.
Степень необходимых консультаций и учета интересов варьируется в зависимости от конкретного случая. Что касается захоронения ядерных отходов, то необходимо также учитывать Декларацию Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, которая недавно была включена в канадское законодательство посредством федерального Закона о Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов.
Статья 29 Декларации гласит, что опасные отходы не должны храниться или захораниваться на территориях коренных народов без их свободного, предварительного и осознанного согласия.
По мнению общины «Игл-Лейк», на степень необходимых консультаций также влияют публичные обязательства NWMO по получению согласия затронутых общин коренных народов.
С 2005 года NWMO – частная корпорация, финансируемая ядерной промышленностью и учрежденная в соответствии с Законом об отходах ядерного топлива Канады 2002 года, – занимается поиском площадки для ПГЗРО на северо-западе Онтарио.
Закон делегирует NWMO значительные полномочия, включая исследование и внедрение решений по обращению с высокоактивными радиоактивными отходами.
NWMO обязалась найти «желающего хозяина» для этого ПГЗРО. В своей политике примирения NWMO обязалась добиваться свободного, предварительного и осознанного согласия «затронутых коренных народов, прежде чем приступать к разработке пункта глубинного захоронения».
В конце 2024 года NWMO объявила, что выбрала место для хранилища недалеко от озера Ревелл на северо-западе Онтарио. Ранее поселок Игнайс и община коренных народов «Вабигун-Лейк» поддержали предложение о дальнейшем рассмотрении проекта хранилища отходов в рамках оценки воздействия и лицензирования. Община «Вабигун-Лейк» подчеркнула, что это не означает окончательного одобрения, а лишь согласие на начало процесса.
В заявлении, объявляющем о выборе площадки, генеральный директор NWMO Лори Свами утверждает, что решение было «основано на согласии» и «принято под руководством канадцев и коренных народов».
Тем не менее, решение о выборе озера Ревелл было принято, несмотря на значительное региональное сопротивление захоронению ядерных отходов на северо-западе Онтарио. Многие общины коренных народов, региональные организации коренных народов и муниципалитеты приняли резолюции и выступили с заявлениями, в которых выразили свое несогласие с транспортировкой, хранением и захоронением ядерных отходов в регионе.
Озеро Ревелл расположено между Игнайсом и общиной коренных народов «Вабигун-Лейк». Однако есть и другие общины коренных народов, которые могут быть затронуты. Хотя NWMO взаимодействовала с этими общинами – и в некоторых случаях предоставляла им средства для «более глубокого изучения» предлагаемого хранилища, – она исключила их из процесса принятия решения о выборе озера Ревелл.
Община «Игл-Лейк» – одна из таких общин. Она расположена примерно в 80 километрах вниз по течению от предлагаемого места захоронения, которое, по ее утверждению, находится на ее традиционной территории. Члены общины «Игл-Лейк» продолжают использовать район озера Ревелл в соответствии со своими договорными правами.
Согласно ее юридическому иску, община «Игл-Лейк» неоднократно уведомляла NWMO о том, что ее следует считать принимающей общиной для данного объекта – как Игнайс и «Вабигун-Лейк» – и, следовательно, у нее должна быть возможность дать или не дать свое согласие.
Однако NWMO отказалась предоставить ей статус принимающей стороны. Община «Игл-Лейк» утверждает, что это было необоснованно, недобросовестно и является нарушением обязанности проведения консультаций.
Община «Игл-Лейк» – не единственная община коренных народов, неудовлетворенная подходом NWMO к определению желающих принимающих общин.
В отчете, опубликованном всего за несколько дней до объявления о выборе озера Ревелл, Ассамблея коренных народов Канады (AFN) призвала NWMO пересмотреть свой подход к общинам коренных народов. Вместо того, чтобы включать в формальный процесс принятия решений только прилегающие общины, AFN утверждает, что согласие должно быть получено «от всех затронутых общин коренных народов».
AFN заявила, что это согласие должно быть получено «до принятия каких-либо важных решений» относительно площадки ПГЗРО от всех общин коренных народов, расположенных вдоль предлагаемых транспортных коридоров, в том же водосборном бассейне, и тех, «чьи права и обязанности выходят за рамки географической близости к площадке ПГЗРО». NWMO еще не дала публичного ответа на рекомендации AFN.
«Игл-Лейк» – не единственная община коренных народов Канады, заявившая о своем праве отказать в согласии на захоронение ядерных отходов.
В ходе судебного пересмотра утверждения другого хранилища «низкоактивных» ядерных отходов в восточной части Онтарио Федеральный суд Канады установил, что с общиной коренных народов «Кебаовек» не были проведены надлежащие консультации. Суд заявил, что Канадская комиссия по ядерной безопасности не применила Декларацию Организации Объединенных Наций о правах коренных народов при определении адекватности консультаций.
В качестве частичной победы для «Кебаовек» суд постановил, что Декларация ООН должна использоваться для толкования обязанности консультироваться, и что комиссия допустила ошибку в законе, не сделав этого.
Поэтому федеральное правительство должно выполнить свою обязанность консультироваться с общинами коренных народов относительно захоронения высокоактивных ядерных отходов на северо-западе Онтарио.
Оттава должна издать министерский приказ NWMO о пересмотре своего решения. Проект ПГЗРО не должен переходить к оценке воздействия на окружающую среду, если все затронутые общины коренных народов не дадут своего свободного, предварительного и осознанного согласия.