Сейчас не самое лучшее время для работы в индустрии косметики и ухода за кожей. Особенно если вы являетесь японским брендом в то время, когда в вашей стране с аварийной АЭС сбрасывают в океан тонны радиоактивной воды. Не верите? Посмотрите на японскую компанию Shiseido или даже на SK-II от Procter & Gamble.
Японские бренды косметики и средств по уходу за кожей сообщили о снижении продаж в последнем квартале, и, по их словам, причина этого — антияпонские настроения в связи с последними событиями на АЭС «Фукусима-1».
23 января компания Procter & Gamble объявила, что продажи ее элитного бренда по уходу за кожей SK-II упали на 34 % в регионе Большого Китая в период с октября по декабрь прошлого года.
В своем заявлении финансовый директор Procter & Gamble Андре Шультен, однако, отметил, что это падение будет временным. По его словам, исследования показывают, что настроение к бренду SK-II улучшается. Но последовательное улучшение показателей произойдет только во второй половине года.
Генеральный директор компании Procter & Gamble Йон Мёллер также напомнил инвесторам, что в прошлом напряженные отношения между Японией и Китаем негативно сказывались на продажах SK-II, но бренд всегда выходил из кризиса.
Но дело не только в SK-II. Японская компания Shiseido также заметила спад в Китае. Фактически, в ноябре прошлого года акции Shiseido упали до 16-летнего минимума, поскольку китайцы стали избегать косметических предложений бренда.
В отчете Financial Times со ссылкой на данные китайских групп Feigua и Moojing сообщается, что в сентябре 2023 года онлайн-продажи Shiseido в Китае упали на 32 процента по сравнению с предыдущим месяцем, тогда как за последние шесть месяцев падение составило семь процентов.
Японские бренды косметики и средств по уходу за кожей объясняют падение продаж текущим состоянием экономики Китая. Но многие из них также называют причиной падения продаж рост антияпонских настроений.
Эти антияпонские настроения в Китае вызваны тем, что в прошлом году Япония начала сбрасывать в Тихий океан очищенную радиоактивную воду со своей атомной электростанции «Фукусима», пострадавшей от сильного цунами в 2011 году.
Пекин выступил против этого шага, и китайские покупатели начали бойкотировать японские косметические бренды.
Многие китайские покупатели в социальных сетях, включая Weibo и Red, начали составлять списки продуктов, которые, по их мнению, могли быть загрязнены радионуклидами. И несмотря на заверения в том, что продукты безопасны, покупатели стали избегать покупать продукцию этих брендов. Многие инфлюэнсеры в социальных сетях также проводили интернет-кампании, чтобы обеспечить бойкот японской косметики.
Примечательно, что бойкот не ограничился только косметикой. Китайские покупатели призвали бойкотировать все японские продукты, начиная от морепродуктов и заканчивая повседневными бытовыми товарами, в отместку за сброс радиоактивных сточных вод с аварийной атомной электростанции «Фукусима-1».
Как пишет газета Washington Post, этот шаг соответствует давним усилиям Пекина по мобилизации потребителей и использованию преимуществ своего огромного рынка для наказания других стран за действия, которые ему не нравятся.
Более того, несколько японских компаний пострадали от волны телефонных звонков с угрозами из Китая. Это также привело к тому, что в августе прошлого года заместитель министра иностранных дел Японии Масатака Окано вызвал китайского посла в связи с ситуацией, которую он назвал «крайне прискорбной и тревожной».
В китайском городе Циндао на территорию японской школы был брошен камень, когда начался сброс радиоактивной воды. На следующий день в японскую школу в Сучжоу (китайская провинция Цзянсу) было брошено несколько яиц. К счастью, в обоих случаях никто из детей не пострадал.
Важно отметить, что Китай является очень важным рынком сбыта косметики. Фактически, Китай является вторым по величине косметическим рынком в мире после США по объему выручки и стоимости потребления, с 300 миллиардами юаней выручки по состоянию на 2019 год.
Кроме того, отчет Statista за 2021 год показал, что все больше женщин в Китае предпочитают покупать продукцию японских косметических брендов. Исследование 2021 года показало, что примерно 48 процентов китайских потребителей покупают японские средства по уходу за кожей, 44 процента — корейские, а 32 процента отдают предпочтение европейским продуктам.
В августе 2023 года компания Shiseido даже объявила, что Китай является ее крупнейшим рынком с долей рынка 26,4 процента. В 2022 году на эту страну приходилось 24,2 процента от общего объема продаж компании.
Существует несколько причин, по которым японская косметика пользуется такой популярностью в Китае. Во-первых, японская косметика пользуется огромной популярностью среди китайских потребителей благодаря высококачественным ингредиентам, природным достоинствам, а также всемирной известности.
Кроме того, поскольку Япония является соседней с Китаем страной, японцы также разделяют то же восприятие красоты и имеют почти такой же тип кожи. Таким образом, японским брендам легче понять и адаптировать свою продукцию для китайских потребителей, чем западным.