Первый этап пробного размещения контейнеров для захоронения в хранилище отработанного ядерного топлива Онкало успешно завершен, сообщила финская компания Posiva, занимающаяся утилизацией радиоактивных отходов.
В хранилище отработанное ядерное топливо будет помещаться в коренные породы на глубину около 430 метров. Система захоронения состоит из герметичного железомедного контейнера, бентонитового буфера, окружающего контейнер, материала для засыпки туннелей из вспучивающейся глины, уплотнительных конструкций туннелей и помещений, а также ограждающей породы.
В конце августа компания Posiva объявила о начале пробной эксплуатации — которая, как ожидается, займет несколько месяцев — установки окончательного захоронения, хотя и без отработанного ядерного топлива. Четыре канистры будут помещены в отверстия глубиной восемь метров, расположенные в туннеле окончательного захоронения длиной 70 метров. Затем туннель для окончательного захоронения будет заполнен бентонитовой глиной и закрыт бетонной пробкой. Пробный запуск также включает в себя извлечение поврежденной канистры обратно на поверхность земли. Posiva отметила, что на этапе пробного пуска оборудование и системы установки окончательного захоронения будут впервые испытаны вместе в соответствии с запланированными процессами.
Компания объявила о завершении первого этапа пробной эксплуатации — перемещении тестового транспортного контейнера с отработанным ядерным топливом из временного хранилища отработанного топлива Teollisuuden Voima Oyj (TVO) на атомной электростанции Олкилуото на близлежащий завод по инкапсуляции Posiva по заранее оговоренному маршруту.
Передача, осуществляемая компанией Posiva, в значительной степени соответствует тем же процедурам, которые используются при передаче топлива на электростанции TVO, но контейнер, используемый в ходе пробной эксплуатации, — это испытательный транспортный контейнер компании Posiva, — заявили в Posiva. – Транспортное средство, перевозящее топливо, движется с максимальной скоростью пять километров в час и сопровождается сотрудниками службы безопасности. Сотрудники службы безопасности также блокируют доступ других транспортных средств на маршрут, чтобы обеспечить бесперебойную и безопасную работу по перемещению груза».
После того как Posiva начнет полноценную эксплуатацию хранилища, перемещение фактически использованного топлива из временного хранилища на объект Posiva будет происходить каждые несколько недель в соответствии с аналогичными процедурами, отметили в компании.
Теперь испытание продолжится заполнением и закрытием капсулы, которое осуществляется полностью с помощью дистанционного управления в радиационно защищенных помещениях.
Компания Posiva подала заявку на получение лицензии на эксплуатацию хранилища на период с марта 2024 года до конца 2070 года. Окончательное решение по заявке будет принимать правительство, но предварительно необходимо получить положительное заключение Управления радиационной и ядерной безопасности Финляндии (STUK). Регулятор приступил к рассмотрению заявки в мае 2022 года, придя к выводу, что Posiva предоставила достаточно материалов. Министерство просило STUK вынести заключение по заявке к концу 2023 года. Однако в январе этого года STUK попросил продлить срок выдачи заключения по заявке Posiva на получение лицензии на эксплуатацию до конца 2024 года.