ПО «Маяк» (входит в ГК «Росатом») откладывает ввод печи остекловывания высокоактивных радиоактивных отходов (ВАО). Один из ключевых объектов в цепочке наращивания переработки топлива, отработанного АЭС, предприятие «Росатома» намеревалось запустить еще в сентябре, но пока он так и не заработал, а хранилище продолжает заполняться жидкими радиоактивными отходами. Причины задержки на предприятии объясняют проверками надзорных органов. Однако экс-сотрудники ПО не исключают выявления технологических недочетов в комплексе остекловывания, на создание которого потрачено «несколько сотен миллионов рублей», и указывают на уже накопленный негативный опыт использования подобных установок на комбинате. Ответственность за недоработки при этом возложить, вероятно, будет не на кого – нанятый для монтажа ряда элементов субподрядчик находится в стадии ликвидации, а его сотрудники уволены, сообщает «Правда УрФО».
В настоящее время на ФГУП «ПО «Маяк» заявляют о перспективе пуска печи остекловывания в ноябре, объясняя задержку проверками Ростехнадзора и других органов. Старт промышленной эксплуатации установки, построенной еще в начале года, на предприятии планировали на сентябрь. Объект создан в рамках федеральной программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года», а его запуск, как подчеркивают на «Маяке», является важнейшим этапом развития системы обращения с радиоактивными отходами на предприятии.
Последняя из четырех ранее работавших печей остекловывания ЭП-500/4 на промышленном объединении была остановлена в 2010 году, переработав за 4 года службы 7 666 кубометров жидких высокоактивных отходов. По мнению специалистов, установка позволяет уменьшить объем загруженных РАО в 10-20 раз.
«Отходы у нас давно собираются, учитывая, что печи остановлены больше 5 лет назад. Опасности никакой нет. Хранилище заполнено на 60-70% и позволяет продолжать складирование», – отметил представитель ПО «Маяк».
Гарантийный срок службы новой печи составляет 6 лет. Как отмечают специалисты, ремонт подобных установок в связи с использованием в них радиоактивных отходов не предполагается в принципе, потому приемка объекта вместе с проверками его технического состояния должны проходить с особой тщательностью.
«Если вспомнить историю, вторая печь остекловывания ЭП-500/2 проработала меньше года. Потом она потекла, и была пущена другая (ЭП-500-1р. – Прим. ред.). Новую печь не запустить не могут – на нее деньги уже потрачены. С другой стороны, на комбинате идет создание комплекса бетонирования высокорадиоактивных отходов. Остекловыванию отдается предпочтение, так как срок хранения остеклованных отходов дольше. К тому же при разламывании меньше вероятность их крошения на мелкие кусочки и пыления. К безопасности печи могут возникнуть вопросы, поскольку на предприятии почти нет входного контроля металлов, и большинство поставок проверяют чисто документарно. К нержавеющей стали спецназначения, например, достаточно жесткие требования, попасть в которые сложно. Насколько мне известно, сначала печь обкатывали на низкоактивных отходах, выявленные недочеты устраняли в оперативном режиме», – делится точкой зрения источник издания, знакомый с деятельностью ПО «Маяк».
Вероятность возникновения течи в печах остекловывания подтверждают и на других предприятиях, использующих этот способ кондиционирования РАО. «Сама печь нужна для очень большого объема отходов. Сейчас многие применяют для плавления тигли. В отличие от иностранных наши тигли многоразовые. А печь при малых объемах менее перспективна, она может варить до тех пор, пока безостановочно работает. Ее не запускают повторно. В этом случае придется снова делать ванну печи. На «Маяке» тоже пытались переходить на тигли», – поясняет специалист, близкий к ФГУП «Радон» (предприятие остекловывает жидкие средне- и низкоактивные отходы).
Однако по данным источников издания, близких к «Маяку», в новой печи тигли не применялись. Значимость запуска установки на предприятии подчеркивают в связи планами увеличить переработку отработанного топлива АЭС с 230 до 400 тонн в год к 2020 году. В связи с этим на предприятии расширяют и мощности для кондиционирования и хранения образующихся в процессе переработки РАО. Одновременно с созданием новой печи остекловывания предприятие расширяет хранилище остеклованных отходов. Контракт на эти работы стоимостью более 660 млн рублей получило АО «Атомстройэкспорт».
«Стоит внимательно посмотреть на компании, которые привлекались как субподрядчики на объекты «Маяка». Их специалисты могли быть задействованы и для работ, связанных с монтажом печи. Там был целый список небольших компаний. В их числе, например, УМПК, которая сейчас находится в стадии банкротства», – отмечает источник издания, близкий к ПО «Маяк».
По данным системы «Контур.Фокус» и сайта госзакупок, ЗАО «УМПК» действительно были привлечено «Атомстройэкспортом» для выполнения работ в рамках контракта на 4,294 млн рублей на объекте «расширение здания 120/12 для размещения электропечи ЭП-500/5 и хранилища остеклованных радиоактивных отходов». Примечательно, что договор подписан в сентябре 2015 года, хотя с сентября на предприятие подан иск о банкротстве, а с ноября того же года субподрядчик перешел в стадию ликвидации. По условиям контракта, УМПК обязалась обновить проектную документацию с целью доработки оборудования, в частности, узла смотрового защитного окна, куда входят обойма с раструбом, механизмы открывания створки и очистки окна, собственно смотровое окно с набором защитных стекол французского производства.
В обязанности субподрядчика также входит консультативная помощь «при монтаже оборудования в панели КРС электропечи ЭП-500/5 и участие в приемочных испытаниях узла смотрового окна после проведения монтажа и пуско-наладочных работ». Конкурсный управляющий УМПК Эдуард Еремеев в беседе с «Правдой УрФО» также не стал отрицать, что рабочие ликвидируемого предприятия могли быть привлечены к монтажу печи остекловывания. Однако получить информацию о возможных недочетах в ЭП-500/5 сейчас не выйдет. «У нас полгода назад все сотрудники были уволены», – пояснил управляющий.
Подобная ситуация, по данным источников издания, могла сложиться и с другими субподрядчиками, привлеченными для выполнения работ на печи остекловывания. Потому в настоящее время в случае выявления технических недостатков на ЭП-500/5 «спросить, вероятно, будет уже не с кого».