Одна из самых ярких опасностей глобального потепления — возможность того, что таяние вечной мерзлоты возродит доисторические болезни и вызовет ужасающие пандемии. Но более непосредственными кандидатами на катастрофическое возвращение, вызванное климатом, являются более новые и антропогенные заболевания. Более жаркая и хаотичная атмосфера усложняет создание ядерного оружия и безопасное хранение радиоактивных отходов, что представляет собой несчастный союз двух самых больших головных болей человечества. Мало что говорит о том, что мы готовы к тому, что может произойти дальше.
На прошлой неделе один из лесных пожаров, бушующих в Техасской горной области, подошел вплотную к ядерному оружейному комплексу Pantex недалеко от Амарильо. Завод ненадолго остановился, и рабочие принялись возводить барьер от лесных пожаров, что вызвало вопрос о том, почему на ядерном оружейном объекте в иссушенном техасском Панхандле не было такого барьера.
Pantex производит и разбирает ядерное оружие и хранит ядерные материалы на своей территории площадью 18 000 акров, которая все больше превращается в «золушку». Из-за обильных, чем обычно, осадков в прошлом году в Панхендле расцвел подлесок, создав еще больше топлива для лесных пожаров. А затем аномальная зимняя волна тепла, подстегиваемая горячими сухими ветрами из Мексики, создала идеальные условия для самых сильных лесных пожаров в истории Техаса.
Этот цикл — более влажные сезоны, сменяющиеся более жаркими и сухими сезонами, приводящими к ревущим лесным пожарам, — будет становиться все более обыденным по мере потепления планеты. Риск лесных пожаров в Амарильо в ближайшие 30 лет варьируется от «серьезного» до «экстремального», согласно данным климатической группы First Street Foundation. Такие условия будут и дальше угрожать не только Pantex, но и ядерным объектам по всему миру.
Я не Дж. Роберт Оппенгеймер, но я достаточно знаю о ядерных вещах, чтобы понять, что они не очень хорошо сочетаются с огнем. Когда в 1957 году сгорел завод Rocky Flats, бывшее предприятие по производству ядерного оружия недалеко от Денвера, он изверг плутоний и другую радиоактивную пыль на город и его пригороды. Каждый лесной пожар, возникающий вблизи ядерных материалов, рискует привести к появлению еще одного случая с заводом Rocky Flats.
Вспомните старое место обитания Оппенгеймера — Лос-Аламосскую национальную лабораторию, которая до сих пор мастерит ядерные бомбы и хранит радиоактивные отходы в северной части штата Нью-Мексико. Ей также довольно часто угрожают лесные пожары, последний раз в 2000, 2011 и 2022 годах. Пожар 2000 года сжег четверть территории, но каким-то чудом не затронул ядерные материалы. За прошедшие десятилетия лаборатория переместила большую часть своих ядерных отходов в другое место и постаралась усилить противопожарную защиту. Но проверка министерства энергетики США в 2021 году показала, что эти меры были недостаточными, а радиоактивных отходов на объекте по-прежнему более чем достаточно, чтобы вызвать серьезную экологическую катастрофу.
Лесные пожары также недавно угрожали Национальной лаборатории Айдахо в районе Айдахо-Фолс, полевой лаборатории Санта-Сусана в окрестностях Лос-Анджелеса и Чернобыльской лаборатории в Украине (еще в 2020 году, до того как Владимир Путин стал ее главной угрозой). Я перечислил лишь некоторые из них.
А еще есть множество атомных электростанций, которым все чаще угрожают наводнения, ураганы, лесные пожары и засухи. По данным Комиссии по ядерному регулированию, большинство американских АЭС не готовы к таким катастрофам, а около 60 % ядерных мощностей страны находятся под прямой угрозой, по данным Военного колледжа армии США. Атомная энергия может стать важнейшей частью перехода к экологически чистой энергетике, но не в том случае, если она будет связана с высоким риском многочисленных катастроф, подобных Фукусиме.
И это еще не все. Глобальное потепление может в конечном итоге привести к оттаиванию ядерных отходов, которые американские военные захоронили глубоко во льдах Гренландии, говорится в недавнем отчете Главного контрольного управления США. В том же докладе предупреждается, что повышение уровня моря может привести к нарушению и распространению радиоактивных отходов на Маршалловых островах, где проводились десятки испытаний атомных бомб времен холодной войны.
К сожалению, мало свидетельств того, что ядерные предприятия и правительства готовы к таким потенциальным катастрофам, предупреждает Николас Рот, старший директор по безопасности ядерных материалов в некоммерческой организации Nuclear Threat Initiative. В качестве примера он приводит пандемию COVID-19: немногие объекты были готовы к затяжному кризису, затрудняющему управление на месте. Быстро меняющийся климат делает такие затяжные или серийные кризисы более вероятными.
«Нам нужно, чтобы как можно больше ядерных объектов разрабатывали механизмы защиты, — сказал мне Рот. – И не только из-за лесных пожаров. Мы вступаем в эпоху, когда быстро развивающиеся риски влияют на атомную отрасль».
Первое, что могут сделать руководители объектов, — это перевезти ядерные отходы в более безопасные места. Это легче сказать, чем сделать; немногие муниципалитеты так и просят ввезти ядерные отходы. Но время искать альтернативы прошло еще вчера.
Операторы ядерных объектов также могут помочь друг другу, свободно делясь своим опытом и знаниями, как это, по словам Рота, произошло во время пандемии. И они не должны быть предоставлены сами себе. Некоторые организации управляются правительством США, но многие другие — нет. Всем им потребуется широкая материально-техническая и финансовая поддержка, чтобы избежать катастроф, последствия которых охватят все общество.
Такие районы, как техасский Панхандл, подвержены очевидным климатическим рискам, но мы все время узнаем, что настоящих безопасных убежищ, когда климат выходит из себя, не существует. Все, кто работает с материалами, которые могут испортить окружающую среду и здоровье людей на протяжении многих поколений, должны быть готовы к грядущим рискам.
Марк Гонглофф (Bloomberg)