Радиоактивные отходы - под гражданский контроль!
 
«Проект 2025»: радиоактивные отходы Хэнфорда предлагают зацементировать

«Проект 2025»: радиоактивные отходы Хэнфорда предлагают зацементировать

В новом проекте будущей американской администрации предлагается переклассифицировать радиоактивные отходы Хэнфордского полигона в США в менее опасные, чтобы их можно было дешевле утилизировать.

Будет ли следующая президентская администрация США вмешиваться в сложный процесс очистки Хэнфорда от радиоактивных отходов? Проект 2025, консервативный план будущего Фонда «Наследие», содержит несколько серьезных намеков на то, что планы очистки самого загрязненного ядерного объекта страны могут измениться с одобрения или без одобрения Департамента экологии штата Вашингтон.

Одна из идей «Проекта 2025» рекомендует переклассифицировать высокорадиоактивные отходы в менее опасные, чтобы можно было использовать более дешевые методы для их утилизации.

Еще одно предложение — ускорить очистку, перенаправив в Хэнфорд деньги из нескольких огромных ассигнований времен президента Байдена на рабочие места и инфраструктурные программы в других местах.

Третья идея «Проекта 2025», связанная с Хэнфордом, предполагает, что штат Вашингтон и юридически согласованные сроки и стандарты очистки являются препятствием для более быстрого завершения очистки.

Офис губернатора Джея Инсли, генеральная прокуратура Вашингтона и департамент экологии штата отказались комментировать планы «Проекта 2025» в отношении Хэнфорда. Однако недавно генеральный прокурор и избранный губернатор Боб Фергюсон и избранный генеральный прокурор Ник Браун провели пресс-конференцию, на которой объявили о том, что офис генерального прокурора и его сотрудники уже несколько месяцев изучают «Проект 2025», готовясь к возможным судебным разбирательствам с администрацией Трампа. Фергюсон и Браун заявили, что все зависит от администрации Трампа, будет ли она провоцировать судебные баталии с Вашингтоном. Будучи генеральным прокурором, Фергюсон — часто вместе с другими генеральными прокурорами — подал несколько десятков исков против первой администрации президента Трампа, проиграв только два или три. «Ни у кого нет такого послужного списка, кроме Перри Мейсона», — сказал Инсли на пресс-конференции 6 ноября.

Очистка Хэнфордского ядерного полигона, возможно, самого радиоактивно и химически загрязненного места в Западном полушарии, регулируется 35-летним юридическим соглашением под названием «Трехстороннее соглашение». Штат Вашингтон и Агентство по охране окружающей среды США неоднократно использовали этот договор, чтобы заставить Министерство энергетики США соблюдать установленные законом стандарты и график очистки высокорадиоактивного объекта.

Но «Проект 2025» утверждает, что правительство штата Вашингтон создает значительные юридические и политические препятствия для очистки Хэнфорда: «Некоторые штаты (и подрядчики) рассматривают (ядерную очистку) как программу создания рабочих мест и не заинтересованы в ускорении очистки. (Программа Министерства энергетики по очистке ядерных объектов) должна перейти к ускоренной программе с целевыми показателями по очистке объектов».

«Особую сложность представляет Хэнфордский полигон в штате Вашингтон. Трехстороннее соглашение между Министерством энергетики, Агентством по охране окружающей среды и Департаментом экологии штата Вашингтон препятствует попыткам ускорить очистку и внедрить инновации», — говорится в 900-страничном документе «Проект 2025».

Ядерная очистка рассматривается на страницах 394-396. Проект 2025″ продолжает: «Хэнфорд создает значительные политические и юридические проблемы для штата Вашингтон, и Минэнерго США придется работать с Конгрессом, чтобы добиться прогресса в ускорении очистки на этом объекте. Минэнерго и Агентство по охране окружающей среды США должны работать более тесно, чтобы координировать свои ответы на претензии, предъявляемые в рамках трехстороннего соглашения, и более активно добиваться изменений, включая действия Конгресса, если это необходимо, для достижения реальных целей очистки».

Другими словами, «Проект 2025» призывает Агентство по охране окружающей среды США быть союзником Минэнерго против штата, вместо того чтобы быть независимым регулятором.

В действительности, Вашингтон был самой большой силой, заставляющей федеральное правительство придерживаться своих законных графиков и соблюдать согласованные стандарты очистки. За последние три десятилетия у Хэнфорда были проблемы с соблюдением графиков и приведением инженерных систем в соответствие с требованиями, чтобы предотвратить будущие сбои.

В документе «Проект 2025» не уточняется, почему он считает, что департамент экологии Вашингтона является помехой. Вашингтонская делегация в Конгрессе решительно поддерживает штат и трехстороннее соглашение по вопросам очистки Хэнфорда.

«Проект 2025» — это подробный генеральный план, разработанный консервативным аналитическим центром Heritage Foundation (Фонд «Наследие»), о том, как администрация президента Трампа должна управлять страной. Большая его часть вызывает много споров и посвящена таким вопросам, как иммиграция и преступность. Участник президентской кампании Дональд Трамп заявил, что не знаком с ней. Однако большая часть отчета «Проект 2025» написана бывшими чиновниками и союзниками Трампа. Избранный вице-президент Джей Ди Вэнс написал предисловие к другой книге, автором которой является руководитель «Проекта 2025» Кевин Робертс, под названием «Ранний свет рассвета». The New York Times пишет, что в предисловии Вэнса говорится, что Фонд «Наследие» был «самым влиятельным двигателем идей для республиканцев от Рональда Рейгана до Дональда Трампа». Робертс написал предисловие к документу «Проект 2025». Недавно газета New York Times написала, что Робертс планирует в ближайшее время встретиться с Трампом. В субботу Трамп назвал Криса Райта, генерального директора денверской компании Liberty Energy, занимающейся гидроразрывом пласта, своим кандидатом на пост министра энергетики. Райт — главный противник борьбы с изменением климата. На первый срок Трамп выбрал на пост министра энергетики Рика Перри, который, баллотируясь в президенты, призывал упразднить министерство энергетики США и не знал, что, став министром энергетики, будет отвечать за очистку радиоактивных ядерных объектов. Недавно Трамп выбрал бывшего нью-йоркского конгрессмена Ли Зелдина на пост главного администратора Агентства по охране окружающей среды США. Будучи конгрессменом, Зельдин способствовал очистке Лонг-Айленд-Саунд и хотел, чтобы Соединенные Штаты вышли из Парижских соглашений по климату. Но его экологическое резюме оставляет желать лучшего.

Правительство США создало Хэнфорд в 1943 году, чтобы создать плутоний для атомных бомб, в том числе для тех, что были взорваны в Нью-Мексико и над Нагасаки в 1945 году. В результате этих разработок образовались многие миллиарды галлонов химических и радиоактивных отходов, из которых самые опасные 56 миллионов галлонов были закачаны в 177 подземных резервуаров. Примерно треть этих резервуаров протекает. По меньшей мере миллион галлонов радиоактивной жидкости просочился в землю, просачиваясь в водоносный слой на глубине 200 футов и попадая в реку Колумбия, расположенную примерно в семи милях.

В 1989 году департамент экологии штата Вашингтон, министерство энергетики и Агентство по охране окружающей среды США подписали трехстороннее соглашение об управлении очисткой Хэнфорда, в котором штат и Агентство по охране окружающей среды США выступают в качестве регулирующих органов, обеспечивающих выполнение этого договора.

В соглашение неоднократно вносились изменения. Первоначально оно предусматривало, что Хэнфорд начнет превращать отходы подземных резервуаров в стекло в 2009 году и закончит к 2019 году. После нескольких задержек, вызванных бюджетными и техническими проблемами, остекловывание планируется начать в августе 2025 года. Бюджет проекта остекловывания вырос с 4 миллиардов долларов до 17 миллиардов долларов и, как ожидается, увеличится до более чем 30 миллиардов долларов. По соглашению остекловывание должно быть завершено к 2052 году, но будущие переговоры могут отодвинуть этот срок.

Хотя отходы из резервуаров являются самой крупной программой Хэнфорда, на площадке существует множество других проблем, связанных с загрязнением. Вся территория площадью 584 кв. мили должна быть очищена к 2091 г. В 2020 г. Минэнерго, Агентство по охране окружающей среды США и штат Вашингтон начали четырехлетние секретные переговоры по пересмотру трехстороннего соглашения. В апреле прошлого года три стороны представили предварительные изменения. В настоящее время три стороны изучают замечания общественности по предложенным изменениям, прежде чем представить их на утверждение федеральному судье. Эти изменения не устанавливают новую дату завершения работ по остекловыванию отходов из резервуаров, что, вероятно, станет частью других переговоров. В настоящее время Минэнерго рассчитывает завершить остекловывание к 2069 году, что на 17 лет позже установленного законом срока, согласно отчету Управления правительственной отчетности США за 2021 год.

«Проект 2025» предусматривает завершение всех работ по очистке Хэнфорда к 2060 году. В нем рекомендуется провести масштабное исследование и составить новую карту очистки Хэнфорда и других ядерных объектов по всей стране. За последние 30 лет Минэнерго США проводило подобные исследования несколько раз, обычно при приходе новой президентской администрации. 56 миллионов галлонов отходов в резервуарах Хэнфорда состоят из высокорадиоактивных отходов и менее радиоактивных отходов (так называемых «низкоактивных отходов»), смешанных вместе во многих из одних и тех же резервуаров. Объем высокоактивных отходов Хэнфорда составляет от 5 до 6 миллионов галлонов.

Трехстороннее соглашение предусматривает строительство двух заводов по переработке малоактивных отходов и третьего — по переработке высокоактивных отходов. На данный момент построен один завод по переработке малоактивных отходов, который должен начать остекловывание в августе 2025 года. Завод по отделению высокоактивных отходов от низкоактивных, а также установка по остекловыванию высокоактивных отходов должны быть готовы в 2030-х годах.

Все эти планы являются частью действующего трехстороннего соглашения, но в его пересмотренном варианте также предусматривается новый подход к обращению с радиоактивными отходами: превращение их в цементоподобное вещество — цементирование. Цементирование проще и дешевле, чем остекловывание, но оно еще не было широко опробовано с химически сложными отходами Хэнфордского реактора. Цементированные отходы должны отправляться за пределы площадки, скорее всего, в пункты захоронения РАО в Юте или Техасе. Минэнерго и штат все еще выясняют, какую технологию цементирования использовать.

Частью такого согласованного нового подхода станет переклассификация высокоактивных отходов в 22 резервуарах, предназначенных для цементирования, в низкоактивные отходы. Проект 2025 рассматривает переклассификацию высокоактивных отходов в низкоактивные отходы как важный шаг к ускорению очистки, хотя в нем не рассматривается вопрос о том, должно ли Минэнерго иметь возможность переклассифицировать отходы за пределами 22 резервуаров.

«Основной проблемой в Хэнфорде является классификация радиоактивных отходов. Классификации высокоактивных и низкоактивных отходов определяют процесс рекультивации и захоронения. При президенте Трампе значительные изменения в классификации отходов с высокоактивных на низкоактивные позволили добиться значительного прогресса в реабилитации объекта. Реализация должна продолжаться по всему комплексу, особенно в Хэнфорде», — говорится в документе «Проект 2025».

Пока неизвестно, согласится ли штат, который скептически относится к широкому использованию цементного раствора, на цементирование высокоактивных отходов за пределами этих 22 резервуаров. Одним из признаков нежелания департамента экологии штата является то, что завод по остекловыванию высокоактивных отходов и завод по сепарации отходов были оставлены в предлагаемых изменениях трехстороннего соглашения.

Между тем, «Проект 2025» предусматривает выделение дополнительных средств на очистку Хэнфорда. Однако эти деньги будут взяты из проектов по всей стране, подпадающих под действие Закона о снижении инфляции 2022 г. и Закона об инфраструктурных инвестициях и рабочих местах 2021 г.

Закон об инфраструктурных инвестициях предусматривает выделение денег на федеральные автомагистрали, транзит, исследования, работы с опасными материалами, широкополосный доступ, проекты чистой воды и улучшение электрических сетей.

Закон о снижении инфляции предусматривает значительное снижение стоимости инсулина, огромное количество проектов, связанных с изменением климата, включая сокращение парниковых выбросов, меры по борьбе с засухой в западных штатах, увеличение субсидий для Закона о доступном здравоохранении, поддержку вакцинации, повышение эффективности налогового контроля со стороны Службы внутренних доходов и оплату новых энергетических проектов.

Джон Стэнг (CascadePBS.org)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *