Швейцарский стартап разрабатывает инновационный ядерный реактор, работающий на тории и радиоактивных отходах. В последние дни он привлек к себе пристальное внимание.
В понедельник женевская компания Transmutex объявила о завершении раунда финансирования своего изобретения в размере 23 миллионов долларов США. Инициаторами выступили нью-йоркские компании Steel Atlas и Union Square Ventures.
Transmutex утверждает, что использование тория в качестве топлива вместо урана-235 не приводит к образованию плутония или других долгоживущих радиоактивных отходов. Энергоблок также может использовать в качестве топлива радиоактивные отходы, образующиеся в обычных реакторах.
Компания утверждает, что реакция внутри защитного корпуса может быть легко остановлена в течение 2 миллисекунд для обеспечения безопасности.
«Редко можно встретить компанию, разрабатывающую новую, меняющую мир технологию, которая уже через несколько лет готовится реализовать коммерческий интерес», — говорит Кэмерон Портер, партнер Steel Atlas и ведущий инвестор.
На прошлогодней ежегодной встрече в Давосе Всемирный экономический форум признал компанию одной из 100 наиболее перспективных технологических пионеров. Ученые из Европейской организации ядерных исследований (CERN) основали Transmutex в 2019 году.
«Участвуя в Форуме в качестве технологического пионера, мы будем общаться с правительственными чиновниками, руководителями транснациональных корпораций, инновационными основателями и молодыми лидерами со всего мира, которые увлечены борьбой с изменением климата», — заявлял в июне прошлого года генеральный директор компании Франклин Серван-Шрайбер.
Шрайбер говорит, что торий можно найти в земной коре и что его изобилие делает его лучшей альтернативой урану. Всемирная ядерная ассоциация согласна с тем, что торий более распространен в природе, чем уран.
Индия особенно заинтересована в использовании тория в качестве альтернативы. По словам Шрайбера, эта страна осознала, что урана не хватит для достижения ее целей в области ядерной энергетики.
«Что, если окажется, что существует подход, позволяющий решить фундаментальные проблемы стоимости безопасности и долгоживущих радиоактивных отходов, которые мешали традиционной атомной промышленности? – вопрошает Альберт Вегнер, управляющий партнер Union Square. – Конструкция реактора, которая гарантированно безопасна и может снизить радиотоксичность долгоживущих отходов с 300 000 лет до 300 лет?»
По его словам, именно такую конструкцию разработала команда Transmutex.
Компания, занимающаяся ядерным инжинирингом, планирует расширить свою команду за счет вновь привлеченных средств. Transmutex намерена открыть дополнительный исследовательский центр и за пределами Швейцарии. В настоящее время стартап решает, какая страна подойдет для этого лучше всего.
«Этот объект станет центром глобальной инженерной платформы, целью которой будет ускорение внедрения этой новой технологии во всем мире», — заявляет Талал Аттиех, партнер Steel Atlas.
Несмотря на инновационные разработки Transmutex, спрос на обычный уран, необходимый для стандартного реакторного топлива, продолжает расти. Его цена является самой высокой с 2007 года, и ее рост не показывает никаких признаков замедления. К концу года его цена может превысить 160 долларов США за фунт.
Растущий спрос и дефицит предложения способствовали тому, что ведущая урановая компания «Казатомпром» объявила о том, что ожидает проблем с производством в этом и следующем году. Родина уранового оператора — Казахстан — продолжает оставаться поставщиком номер один в мире.
Канада, занимающая второе место по мировому производству урана, ускоряет темпы добычи и геологоразведки, чтобы не отстать.
К счастью, недавно разрешенный урановый рудник, разрабатываемый в Саскачеване в бассейне реки Атабаска компанией NexGen Energy Ltd., в ближайшие годы может обеспечить до 23 процентов мирового урана.
Несколько юниорных геологоразведчиков, таких как ATHA Energy Corp., Stallion Uranium Corp. и IsoEnergy Ltd. наращивают свои усилия по открытию новых месторождений в бассейне реки Атабаска.
Несмотря на значительные объемы добычи урана с 1975 года, эта юрисдикция остается относительно неразведанной. Большая часть ее ресурсов все еще находится в земле.