Радиоактивные отходы - под гражданский контроль!
 
Рутений-106: от Урала до Европы?

Рутений-106: от Урала до Европы?

История с повышением радиационного фона в Европе получила продолжение. Ранее немецкие власти назвали вероятным источником рутения-106 Южный Урал, но представители Росатома опровергли это сообщение. Получившая политическое убежище во Франции правозащитница из ЗАТО Озерск Надежда Кутепова сообщила “Ъ-Южный Урал”, что авария могла произойти 24-25 сентября на одном из предприятий ПО «Маяк» во время «горячих испытаний» новых контейнеров с отработавшим ядерным топливом. На предприятии отрицают какие-либо неполадки с оборудованием и отказываются от комментариев.

Предположительным источником изотопа рутений-106, повышенное содержание которого было зафиксировано в ряде стран Европы, может быть завод РТ-1 по переработке отработавшего ядерного топлива (ОЯТ), входящий в ФГУП «Производственное объединение “Маяк”» (в составе Госкорпорации «Росатом», находится в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) Озерск в Челябинской области). Об этом “Ъ-Южный Урал” сообщила правозащитница и бывшая председатель озерского экологического фонда «Планета надежд» Надежда Кутепова, получившая в прошлом году политическое убежище во Франции после обвинений в шпионаже в сюжете телеканала «Россия».

«Интересный факт — 25 и 26 сентября в Озерске проводились некие “плановые проверки сирен”. Вроде бы в этом нет ничего необычного, но эти проверки всегда проводились раз в месяц в один и тот же день, и никогда об этом не сообщалось на сайте администрации. И еще — этим всегда занималось МЧС, но никак не цех связи ПО «Маяк». Да и объявлять о плановой проверке в день проверки как-то нелогично»,— говорит госпожа Кутепова.

Свои предположения правозащитница строит на цепочке событий: как сообщает пресс-служба ПО «Маяк», 19 сентября с Балаковской АЭС (Саратовская область) «впервые облученное топливо ВВЭР-1000 было успешно загружено и вывезено на “Маяк” железнодорожным транспортом с применением нового технологического оборудования» — ТУК-141О (контейнер и специальная платформа для перевозки по железной дороге)». Фотографии эшелона и выгрузки контейнера были позднее опубликованы в социальной сети в группе «Мы с “Маяка”». 22 сентября сборки ОЯТ в контейнере ТУК-141О были доставлены на радиохимический завод ПО «Маяк», где продолжились «горячие испытания» нового технологического оборудования. Утром 25 сентября администрация Озерска внезапно сообщает, что 25-26 сентября пройдет «плановая проверка сирен города методом единичного кратковременного запуска, с передачей речевых сообщений по радиосети производственного вещания», ссылаясь на цех связи ПО «Маяк». Это сообщение перепечатали городские сайты в 9 утра и в полдень. В тот же день на «Маяке» завершились испытания нового контейнера с ОЯТ — контейнер ТУК-141О был «перегружен на внутриобъектовый железнодорожный транспортер и доставлен в цех 5-го радиохимического завода».

«Если что-то произошло, то либо ночью 24 сентября, либо 25-го утром,— предполагает Надежда Кутепова.— В те дни “Маяк” впервые принимал контейнеры нового типа и новое топливо. И это совпадает с “плановой проверкой сирен”. Еще интересно, что никто из официальных лиц ничего не сказал о тех испытаниях, хотя могли похвастаться достижением».

29 сентября в Германии, Австрии и Италии был зафиксирован повышенный радиационный фон изотопа рутений-106, образующегося при испытании ядерного оружия, ядерных техногенных авариях и переработке ОЯТ. 8 октября Федеральное ведомство по защите от радиации и Федеральное министерство по охране окружающей среды, охране природы и безопасности реакторов ФРГ выпустили совместное заявление, в котором говорилось, что предполагаемый источник рутения находится на Южном Урале. Вероятность аварии на АЭС представители Германии исключили. В «Росатоме» опровергли заявление бундесведомств, и отметили, что «в пробах аэрозолей в период с 25 сентября по 7 октября на территории РФ, в том числе и на Южном Урале, Ru-106 не обнаружен, кроме единственного пункта измерения в Санкт-Петербурге. Концентрация Ru-106 в данном пункте измерений за период со 2 по 6 октября была ничтожна, и составляла 115,4 мкБк/м3, что на четыре порядка величины ниже допустимой объемной активности, регламентируемой нормами радиационной безопасности. Для сравнения, на основе подтвержденных данных из стран Европы, получаемых МАГАТЭ, в этот же период времени концентрация Ru-106 в Румынии составляла 145000 мкБк/м3, в Италии 54300 мкБк/м3, Украине 40000 мкБк/м3, Словении 37000 мкБк/м3, Польше 9930 мкБк/м3».

Экологи отмечают, что европейские и российские специалисты проводили разные измерения. «В Вене, Зальцбурге, Линце, Инсбруке бета-излучатели, а не факт, что у нашего министерства есть бета-счетчики. А на “Маяке” есть рутений, он находится в ОЯТ»,— говорит госпожа Кутепова. «С мониторингом у нас проблемы, отслеживается гамма-излучение и информацию дает сам “Маяк”,— добавил руководитель экологического фонда «За природу» Андрей Талевлин.— Нужно сейчас брать серьезную аппаратуру и делать более глубокие исследования, тогда будет ясно, в каком количестве этот изотоп присутствует. Но это же какая должна быть концентрация рутения, что он долетел до Центральной Европы! Пока вопросов больше, чем ответов».

При этом в пятницу жители Екатеринбурга активно обсуждали слух о радиоактивном облаке, движущемся из Челябинской области на север после аварии на военном производстве. Однако, по сообщению свердловского Роспотребнадзора, мощность гамма-излучения в регионе не превышает допустимый уровень радиационного фона.

В приемной гендиректора ПО «Маяк» Михаила Похлебаева ответили “Ъ-Южный Урал”, что господин Похлебаев «принципиально не комментирует ситуацию», а помощница заместителя гендиректора по безопасности Сергея Егорова ответила, что он интервью не дает.

«Ничего не было. Про сирены сказать ничего не могу,— заявила начальник отдела коммуникаций «Маяка» Надежда Жидкова.— Предприятия из России не могут рассматриваться в качестве источника рутения, так как у нас все хорошо». 

Иван Слободенюк (“Ъ-Южный Урал”)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *